Главная - Международное право - Примерная форма приказа о разделе земельного участка

Примерная форма приказа о разделе земельного участка


Примерная форма приказа о разделе земельного участка

Оглавление:

О разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ»Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»ПИСЬМОот 8 октября 2014 года N 10-0968-АГ Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее — Учреждение) получены письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 08.05.2014 N 14-06006/14 и от 20.06.2014 N 14-08444/14@ (далее — Письма), содержащие разъяснения положений (далее — ), в том числе по вопросу раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. установлено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в и , и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.В соответствии с при разделе земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок)В соответствии с при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков.

При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.Согласно позиции, изложенной в Письмах, при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы одновременно сразу все земельные участки, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, либо могут быть образованы один или несколько земельных участков, при этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.То есть способ образования земельного участка может быть выбран заинтересованным лицом.Позиция Учреждения по данному вопросу следующая: если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности либо предоставлен садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, раздел такого земельного участка должен осуществляться только путем раздела с сохранением данного земельного участка в измененных границах.Учреждение исходит из того, что в образовании земельных участков путем раздела земельных участков, указанных в и , то есть предоставленных садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан или находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее — Исходные земельные участки), могут быть заинтересованы различные лица, которые могут формировать земельные участки как вместе, так и по отдельности (например, члены садоводческого товарищества, которые хотят оформить свои права на используемые садовые земельные участки). По этой причине разделить Исходный земельный участок сразу на необходимое количество земельных участков сложно. Кроме того, в садоводческом товариществе в любом случае часть территории будет использоваться как земли общего пользования (улицы, проходы, проезды, участок под зданием правления садоводческого товарищества и т.п.).Если одним из заинтересованных лиц (либо группой, состоящей из нескольких заинтересованных лиц) необходимый ему земельный участок будет образован путем раздела без сохранения Исходного земельного участка в измененных границах, произойдет следующее.На государственный кадастровый учет будут поставлены два (или более) земельных участка, одним из которых будет земельный участок, представляющий собой оставшуюся часть Исходного земельного участка (далее — Оставшийся земельный участок).

В соответствии с (далее — Закон о кадастре) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о таких земельных участках будут носить временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.С учетом , утвержденного (далее — Порядок ведения ГКН), с момента государственной регистрации права на образованный земельный участок «временный» статус сведений государственного кадастра недвижимости о таком земельном участке изменится на «учтенный», а статус сведений государственного кадастра недвижимости об Исходном земельном участке — на «архивный».В указанном случае до государственной регистрации права на образованные земельные участки иные заинтересованные лица не смогут поставить на кадастровый учет необходимые им земельные участки, поскольку по данным государственного кадастра недвижимости границы таких земельных участков будут пересекать границы Оставшегося земельного участка, что является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета в соответствии с .Если Оставшийся земельный участок будет указан в качестве преобразуемого (исходного для земельного участка, необходимого иным заинтересованным лицам), то орган кадастрового учета примет решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, поскольку если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер, то это является основанием для отказа в соответствии с .Учреждение обращает внимание, что законодательно срок, в течение которого заинтересованное лицо должно зарегистрировать права на образованный путем раздела и поставленный на кадастровый учет объект недвижимости, не ограничен. Единственное ограничение такого срока содержится в , согласно которой, если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости, и, следовательно, такой объект недвижимости не может быть объектом государственной регистрации прав.В соответствии с государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков.

При этом положения данного пункта не применяются при государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении земельных участков или выделе из земельных участков, предоставленных садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, а также на земельные участки, образуемые при разделе земельного участка в случае сохранения в измененных границах земельного участка, раздел которого осуществлен.Таким образом, может возникнуть ситуация, когда государственная регистрация прав на Оставшийся земельный участок не будет осуществлена, и иные заинтересованные лица не смогут поставить на кадастровый учет необходимые им земельные участки, поскольку орган кадастрового учета будет иметь основания для приостановления осуществления кадастрового учета в соответствии с или для отказа в осуществлении кадастрового учета в соответствии с (до момента, пока сведения о данном Оставшемся земельном участке не будут аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости).В соответствии с в отношении преобразуемых объектов недвижимости «учтенный» либо «ранее учтенный» статус кадастровых сведений в предусмотренных законом случаях изменяется на «архивный» без заявления при государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости.Поскольку в действующей редакции отсутствует указание на то, что статус кадастровых сведений в предусмотренных законом случаях должен меняться после государственной регистрации прав на все образованные объекты недвижимости, то сведениям государственного кадастра недвижимости об Исходном земельном участке будет присвоен статус «архивный», даже после регистрации права на один из образуемых путем его раздела земельных участков.Если по каким-то причинам права на Оставшийся земельный участок не будут зарегистрированы в течение пяти лет со дня постановки его на учет, то сведения государственного кадастра недвижимости об Оставшемся земельном участке будут аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.

То есть в государственном кадастре недвижимости будут отсутствовать сведения как об Исходном, так и об Оставшемся земельных участках (например, сведения о земельном участке, предоставленном садоводческому товариществу).Учреждение полагает, что необходимо учитывать также следующие моменты:с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости в соответствии со может обратиться любое лицо, в том числе не имеющее необходимых документов для государственной регистрации права на такой образованный земельный участок;даже при своевременной регистрации права на образованные земельные участки (в том числе Оставшийся земельный участок) у иных заинтересованных лиц будут возникать сложности при подготовке необходимых для кадастрового учета документов, поскольку в межевом плане, предоставляемом в орган кадастрового учета, необходимо будет указать кадастровый номер Оставшегося земельного участка, а при подаче заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости быть уверенным в «учтенном» статусе сведений государственного кадастра недвижимости об Оставшемся земельном участке, а также что ранее не было подано иное заявление о постановке на кадастровый учет земельных участков, образуемых путем раздела Оставшегося земельного участка.Учреждение обращает внимание, что даже если одно из заинтересованных лиц решит применить процедуру раздела, при которой Исходный земельный участок прекращает свое существование, то у иных заинтересованных лиц возникают проблемы при реализации их права на регистрацию права собственности на земельный участок (например, на используемый членом садоводческого товарищества садовый земельный участок).С учетом изложенного, по мнению Учреждения, в случаях, предусмотренных и , раздел земельного участка должен осуществляться только с сохранением исходного земельного участка в измененных границах.Учреждение просит пересмотреть изложенную в Письмах позицию Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о возможности выбора заинтересованным лицом способа раздела земельных участков, указанных в и .ДиректорА.В.Голиков Электронный текст документаподготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:Нормирование в строительстве и ЖКХ,N 5, 2014 год

4.

Права и обязанности Сторон

4.1. Сторона 1 обязуется:4.1.1. Передать территорию площадью __ кв.

м., включенную в Участок __ кв.

м., с направлением Стороне 2 акта приема-передачи в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента поступления денежных средств, определенных пунктом 3.1 Соглашения, на расчетный счет Стороны 1.4.2. Сторона 2 обязуется:4.2.1. Внести плату за увеличение площади Участка ____ на __ кв. м., в результате перераспределения и образования Участка 3, в порядке и сроки, установленные разделом 3 Соглашения.4.2.2.

м., в результате перераспределения и образования Участка 3, в порядке и сроки, установленные разделом 3 Соглашения.4.2.2. Принять территорию площадью __ кв. м., включенную в Участок __ кв.

м., путем подписания акта приема-передачи, в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения акта приема-передачи от Стороны 1.4.2.3.

Представить Стороне 1 в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента подписания акта приема-передачи территории площадью __ кв. м., включенную в Участок __ кв. м., доверенность на регистрацию права собственности и документ, подтверждающий оплату госпошлины за регистрацию права собственности, либо одновременно со Стороной 1 осуществить государственную регистрацию права собственности на Участок ___.4.2.4.

Использовать Участок __ в соответствии с требованиями земельного законодательства.4.2.5. При перечислении денежных средств в счет платы за увеличение площади Участка ___ на ____ кв. м., в результате перераспределения и образования Участка ___ Сторона 2 обязана указывать в платежном документе все реквизиты, определенные в пункте 3.3.

Соглашения.

Кто имеет право принять решение о разделе земли, основания для раздела

Принятие решения о разделе объекта недвижимости – прерогатива ее собственника: только владелец земельного участка может подать заявление о его разделе.

Если собственников несколько, то раздел возможен исключительно с письменного согласия всех его владельцев.Раздел земли может произойти по различным причинам: семейным, финансовым, связанным с намерением подарить или продать свою долю, оставить в наследство или передать в аренду.
Основаниями для раздела объекта недвижимости могут стать следующие ситуации:

  1. один из совладельцев имеет намерение продать свою долю надела:
  2. исходным объектом недвижимости владеют несколько собственников, которые хотят разделить имущество, в том числе и землю (например, при разводе и разделе совместного имущества);
  3. один из собственников намеревается на своей доле земли вести предпринимательскую деятельность.
  4. надел находится в собственности у нескольких наследников, каждый из которых имеет свои планы на землю;

Для юридических лиц

В случае, если документ составляется между юридическими лицами, то вместо ФИО и паспортных данных должны указываться следующие данные:

  1. Полное наименование, включая аббревиатуры ООО, ОАО, ЗАО и так далее.

    А также данные учредителя.

  2. Основной государственный регистрационный номер или ОГРН.
  3. Идентификационный номер налогоплательщика или ИНН.

В остальном для юридического лица процесс схож с тем, что проходят простые граждане.

Образец (пример) межевого плана (образование 2-х земельных участков путем раздела земельного участка)

Кадастровые работы (подготовка межевых и технических планов), вынос границ в натуру

Расширенный поиск Дата: с по: Номер документа: Наименование: Актуальность: Все Действует Отменен Не вступил в силу Проект Утратил силу Вид документа: Все Кодекс Федеральный закон Закон Указ Постановление Приказ Письмо Решение/определение суда (обзор практики) Рекомендации/Руководства Распоряжение Инструкция Проект НПА Решение Соглашение СП/СНИП/ГОСТ/ОСТ Основы законодательства Иное Определение Кем выпущен: Все Администрация г.

Ростова-на-Дону Администрация г.

Шахты Банк России Верховный Совет РФ Верховный суд РФ Высший Арбитражный суд РФ Генеральная прокуратура РФ Главгоссвязьнадзор при Гостелекоме РФ Главное управление геодезии и картографии при Совмине СССР Госгортехнадзор РФ Госстандарт при Совмине СССР Госстандарт РФ Госстрой РФ Госстрой СССР Законодательное Собрание Ростовской области Иные субъекты законодательной инициативы Конституционный суд РФ Минжилкомхоз РСФСР Минздравсоцразвития Минземстрой РФ Минкомсвязи РФ Минкультуры РФ Минобороны РФ Минобрнауки РФ Минприроды РФ Минрегион РФ Минсельхоз РФ Минстрой Ростовской области Минстрой РФ Минтранс РФ Минтруд России Минфин РФ Минэкономразвития РФ Минюст РФ НП «Кадастровые инженеры» ОАО «РЖД» Органы власти Республики Крым и Севастополя Органы власти Ростовской области Органы власти субъектов РФ Органы местного самоуправления Правительство Ростовской области Правительство РФ Президент РФ Росземкадастр Росимущество Роскартография Роскомзем Роскомнадзор Рослесхоз Роснедвижимость Роспотребнадзор Росрегистрация Росреестр Росстандарт Росстат Росстрой Ростехнадзор Ростехрегулирования Ростовская-на-Дону городская Дума Совмин СССР Спецстрой России Суд по интеллектуальным правам Суды общей юрисдикции ФГБУ «ФКП Росреестра» Федеральная миграционная служба Федеральная нотариальная палата Федеральное собрание РФ Федеральные арбитражные суды Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по субъекту ФНС РФ ФССП Результатов на странице: 10 20 50 Найти Скачать образец межевого плана в формате PDF можно внизу страницы Страница 1 Страница 2 Страница 3 Страница 4 Страница 5 Страница 6 Страница 7 Страница 8 Скачать образец Мы предлагаем: «Горячие» документы

  1. 16.03.18 11.11.15 26.10.15 26.10.15 10.10.15 02.10.15 01.10.15 30.09.15 28.09.15 27.09.15 20.09.15 10.09.15 01.09.15 28.08.15 27.08.15 16.08.15 16.08.15 16.08.15 05.08.15 02.08.15 21.07.15 14.07.15 14.07.15 13.07.15 13.07.15 13.07.15 10.07.15 09.07.15 02.07.15 01.07.15 30.06.15 26.06.15 24.06.15 22.06.15 20.06.15 17.06.15 17.06.15 16.06.15 08.06.15 05.06.15 30.05.15 26.05.15 25.05.15 23.05.15 22.05.15 22.05.15 22.05.15 22.05.15 22.05.15 20.05.15

Новости

  1. 14.03.2018 13.03.2018 25.02.2016 24.02.2016 26.11.2015 23.11.2015 12.11.2015 26.10.2015 20.10.2015 08.10.2015 08.10.2015 08.10.2015 08.10.2015 05.10.2015 04.10.2015 28.09.2015 27.09.2015 30.08.2015 26.08.2015 20.08.2015 16.08.2015 16.08.2015 02.08.2015 24.07.2015 23.07.2015 23.07.2015 21.07.2015 21.07.2015 14.07.2015 14.07.2015 13.07.2015 13.07.2015 13.07.2015 11.07.2015 08.07.2015 08.07.2015 07.07.2015 05.07.2015 03.07.2015 03.07.2015 02.07.2015 02.07.2015 01.07.2015 01.07.2015 30.06.2015 27.06.2015 27.06.2015 27.06.2015 26.06.2015 22.06.2015 22.06.2015 18.06.2015 16.06.2015 10.06.2015 09.06.2015 07.06.2015 03.06.2015 03.06.2015 01.06.2015 30.05.2015 30.05.2015 30.05.2015 29.05.2015 25.05.2015 24.05.2015 24.05.2015 23.05.2015 22.05.2015 22.05.2015 22.05.2015 20.05.2015 19.05.2015 17.05.2015 17.05.2015 17.05.2015 17.05.2015 12.05.2015 12.05.2015 12.05.2015 11.05.2015 11.05.2015 10.05.2015 05.05.2015 03.05.2015 03.05.2015 03.05.2015 03.05.2015 29.04.2015 26.04.2015 26.04.2015 26.04.2015 21.04.2015 19.04.2015 16.04.2015 16.04.2015 14.04.2015 13.04.2015 09.04.2015 09.04.2015 09.04.2015 09.04.2015 08.04.2015 08.04.2015 08.04.2015 07.04.2015 07.04.2015 07.04.2015 06.04.2015 02.04.2015 02.04.2015 02.04.2015 01.04.2015 01.04.2015 31.03.2015 31.03.2015 30.03.2015 30.03.2015 29.03.2015 28.03.2015 27.03.2015 26.03.2015 26.03.2015 26.03.2015 26.03.2015 25.03.2015 25.03.2015 25.03.2015 25.03.2015 25.03.2015 25.03.2015 25.03.2015 24.03.2015 24.03.2015 24.03.2015 22.03.2015 22.03.2015 22.03.2015 19.03.2015 19.03.2015 19.03.2015 19.03.2015 17.03.2015 16.03.2015 16.03.2015 16.03.2015 15.03.2015 15.03.2015 15.03.2015 15.03.2015 14.03.2015 14.03.2015 14.03.2015 13.03.2015 13.03.2015 13.03.2015 12.03.2015 12.03.2015 12.03.2015 11.03.2015 11.03.2015 11.03.2015 11.03.2015 11.03.2015 11.03.2015 11.03.2015 11.03.2015 11.03.2015 10.03.2015 10.03.2015 10.03.2015 09.03.2015 09.03.2015 09.03.2015 08.03.2015 07.03.2015 07.03.2015 07.03.2015 06.03.2015 06.03.2015 06.03.2015 05.03.2015 05.03.2015 05.03.2015 05.03.2015 04.03.2015 04.03.2015 03.03.2015 03.03.2015 03.03.2015 03.03.2015 03.03.2015 02.03.2015 02.03.2015 02.03.2015 02.03.2015 01.03.2015 28.02.2015 28.02.2015 28.02.2015 28.02.2015

Сегодня: %d.%B.%y %h:%m

Примерная форма приказа о разделе земельного участка по кадастровому номеру

Посмотреть и скачать можно здесь: [образец заявления];

  1. решение собственника о разделе земельного участка, если в этом есть необходимость;
  2. личные документы;
  3. данные о начальной площади;
  4. схематическое распределение территории на кадастровом плане.

Оформление необходимой документации производится в стандартном порядке, за исключением того, что решение принимается в течение одного месяца, а заявку необходимо подавать в исполнительный орган власти или муниципалитет.

Резюме

Неделимый земельный участок — это надел, в отношении которого невозможно установить право собственности на его отдельную часть:

  1. права единственного собственника участка
  2. общей собственности несколько собственников
  3. ЗУ выступает объектом права в целом:
    • права единственного собственника участка
    • общей собственности несколько собственников

При наличии на участке здания, находящегося в собственности нескольких лиц, правом на ЗУ может быть только общая собственность (пункт 2 статьи 39.20 ЗК РФ) Делимый участок — надел, на отдельные части которого можно установить право собственности, причём эти части обладают следующими признаками одновременно:

  • выступают объектами права их собственников
  • имеют площади и границы
  • не нарушают режим использования

Особенности раздела земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности

Основной особенностью раздела земли, являющейся или , является то, что после разделения участок полностью сохраняется, но уже в измененных границах.

Разделение можно производить только тогда, когда имеется письменное согласие полновластных распорядителей основного участка. Если участок предоставлен федеральным или муниципальным унитарным предприятием либо учреждением, то письменного разрешения не требуется. Также не нужно согласия, если разделение производится на основании решения суда.

Также не нужно согласия, если разделение производится на основании решения суда.

Согласие лучше всего следует получить еще до подготовки схемы расположения участка.

Схема, как правило, составляется при участии представителя органов власти и самого заказчика. Заинтересованными лицами в данном случае выступают арендаторы, застройщики, которым нужна площадь под многоквартирный дом, чтобы в будущем распределить участки между жильцами дома.

Для проведения межевания заказчик должен предоставить:

  1. заявку. Посмотреть и скачать можно здесь: [];
  2. решение собственника о разделе земельного участка, если в этом есть необходимость;
  3. данные о начальной площади;
  4. схематическое распределение территории на кадастровом плане.
  5. личные документы;

Оформление необходимой документации производится в стандартном порядке, за исключением того, что решение принимается в течение одного месяца, а заявку необходимо подавать в исполнительный орган власти или муниципалитет.

Судебная практика и законодательство — Приказ Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (ред.

от 12.11.2015)

«Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков»

(вместе с «Требованиями к подготовке межевого плана, в том числе особенностями подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г.

N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») (Зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2008 N 12857)

<**> Включая копию описания земельных участков, оформленного в соответствии с Росземкадастра от 2 октября 2002 г. N П/327

«Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет»

(зарегистрирован в Минюсте России 13 ноября 2002 г., регистрационный N 3911, утратил силу с 1 января 2009 г.

в связи с принятием Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412

«Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков»

(зарегистрирован в Минюсте России 15 декабря 2008 г., регистрационный N 12857) с изменениями, внесенными приказами Минэкономразвития России от 25 января 2012 г.

N 32 (зарегистрирован в Минюсте России 3 апреля 2012 г., регистрационный N 23699), от 25 февраля 2014 г. N 89 (зарегистрирован в Минюсте России 15 мая 2014 г., регистрационный N 32273), от 22 декабря 2014 г. N 822 (зарегистрирован в Минюсте России 20 февраля 2015 г., регистрационный N 36122), от 12 ноября 2015 г.

N 822 (зарегистрирован в Минюсте России 20 февраля 2015 г., регистрационный N 36122), от 12 ноября 2015 г. N 842 (зарегистрирован в Минюсте России 15 декабря 2015 г., регистрационный N 40106), в случае наличия в реестровом деле такого описания. Действующими в настоящее время формами и требованиями к подготовке межевого плана, технического плана помещения, сооружения, здания, объекта незавершенного строительства, утвержденными приказами Минэкономразвития России от 24.11.2008 , от 29.11.2010 , от 23.11.2011 , от 01.09.2010 , от 10.02.2012 , акта обследования, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 13.12.2010 , не предусмотрено включение сведений о СРО КИ, членом которой является подготовивший соответствующий документ кадастровый инженер.

Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412

«Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков»

(вместе с «Требованиями к подготовке межевого плана, в том числе особенностями подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»); Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412

«Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков»

(зарегистрирован в Минюсте России 15 декабря 2008 г., регистрационный N 12857) с изменениями, внесенными приказами Минэкономразвития России от 25 января 2012 г.

N 32 (зарегистрирован Минюстом России 3 апреля 2012 г., регистрационный N 23699), от 25 февраля 2014 г. N 89 (зарегистрирован Минюстом России 15 мая 2014 г., регистрационный N 32273), от 22 декабря 2014 г.

N 822 (зарегистрирован Минюстом России 20 февраля 2015 г., регистрационный N 36122); Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для руководства в работе разъяснения Департамента недвижимости Минэкономразвития России, касающейся вопроса о возможности включения в межевой план документов, подтверждающих согласование местоположения границ земельных участков, состоявшееся до вступления в силу Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412

«Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков»

(далее — Приказ) либо в переходный период его применения. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите раздела «Исходные данные» межевого плана.При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет (далее — карты (планы)).

— копии документов, подтверждающих полномочия лиц, участвующих в согласовании ( Требований к подготовке межевого плана, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412);- оформленные в письменном виде обоснованные возражения заинтересованных лиц по поводу местоположения границы земельного участка ( Закона); При подготовке документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков, необходимо обратить внимание на то, что Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412

«Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков»

предусмотрена возможность включения в межевой план сведений об образуемом многоконтурном земельном участке.

При этом в случае, если часть земельного участка образована в связи с необходимостью обеспечения доступа образуемых (измененных) земельных участков к землям (земельным участкам) общего пользования, сведения об устанавливаемом ограничении (обременении) вещных прав в границах указанной части земельного участка должны быть включены в соответствующий межевой план (, Требований к подготовке межевого плана, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412, далее — Требования к подготовке межевого плана).

Согласно Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее — Требования), в зависимости от вида кадастровых работ в состав межевого плана могут включаться приложения, предусмотренные , , , , , , Требований.

Приказ Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327 Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет

<**> Включая копию описания земельных участков, оформленного в соответствии с Росземкадастра от 2 октября 2002 г.

N П/327

«Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет»

(зарегистрирован в Минюсте России 13 ноября 2002 г., регистрационный N 3911, утратил силу с 1 января 2009 г. в связи с принятием приказа Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412

«Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков»

(зарегистрирован в Минюсте России 15 декабря 2008 г., регистрационный N 12857) с изменениями, внесенными приказами Минэкономразвития России от 25 января 2012 г.

N 32 (зарегистрирован в Минюсте России 3 апреля 2012 г., регистрационный N 23699), от 25 февраля 2014 г. N 89 (зарегистрирован в Минюсте России 15 мая 2014 г., регистрационный N 32273), от 22 декабря 2014 г. N 822 (зарегистрирован в Минюсте России 20 февраля 2015 г., регистрационный N 36122), от 12 ноября 2015 г.

N 842 (зарегистрирован в Минюсте России 15 декабря 2015 г., регистрационный N 40106), в случае наличия в реестровом деле такого описания.

<**> Включая копию описания земельных участков, оформленного в соответствии с Росземкадастра от 2 октября 2002 г. N П/327

«Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет»

(зарегистрирован в Минюсте России 13 ноября 2002 г., регистрационный N 3911, утратил силу с 1 января 2009 г.

в связи с принятием приказа Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г.

N 412

«Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков»

(зарегистрирован в Минюсте России 15 декабря 2008 г., регистрационный N 12857) с изменениями, внесенными приказами Минэкономразвития России от 25 января 2012 г.

N 32 (зарегистрирован в Минюсте России 3 апреля 2012 г., регистрационный N 23699), от 25 февраля 2014 г. N 89 (зарегистрирован в Минюсте России 15 мая 2014 г., регистрационный N 32273), от 22 декабря 2014 г. N 822 (зарегистрирован в Минюсте России 20 февраля 2015 г., регистрационный N 36122), от 12 ноября 2015 г.

N 842 (зарегистрирован в Минюсте России 15 декабря 2015 г., регистрационный N 40106), в случае наличия в реестровом деле такого описания.

До вступления в силу Приказа Минюста России

«Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке»

при постановке на кадастровый учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка в составе документов, необходимых для кадастрового учета, в качестве межевого плана принимается Описание земельных участков, оформленное в соответствии с к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденными Приказом Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327 (далее — Описание земельных участков). При этом Описание земельных участков оформляется с учетом следующих особенностей. В связи с вступлением в силу с указанной даты и учитывая, что до указанной даты принимались документы, подготовленные по правилам, установленным Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327

«Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет»

(зарегистрирован в Минюсте России 13.11.2002, регистрационный номер 3911), и соответственно договоры, связанные с подготовкой документов, необходимых для государственного кадастрового учета, предусматривали подготовку указанных документов (Описаний земельных участков) необходимо отметить следующее.

До принятия ведомственного нормативного акта, устанавливающего форму и требования к подготовке межевого плана, во всех случаях, связанных с необходимостью представления в орган кадастрового учета межевого плана, в орган кадастрового учета представляется описание земельных участков, оформляемое в соответствии с Росземкадастра от 2 октября 2002 г.

N П/327, с учетом следующего. закона о кадастре недвижимости предусмотрена возможность постановки на кадастровый учет нескольких одновременно образованных объектов недвижимости на основании одного заявления о кадастровом учете.

В соответствии с Требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденных Приказом Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327, для всех земельных участков, образующихся одновременно при разделе ранее учтенных земельных участков, оформляется одно Описание земельных участков (далее — Описание). Федеральной службы земельного кадастра России от 2 октября 2002 г.

N П/327

«Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет»

(зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 ноября 2002 г., рег. N 3911; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2002, N 48). Росземкадастра от 2 октября 2002 г.

N П/327

«Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет»

, зарегистрирован в Минюсте России 13 ноября 2002 г., регистрационный N 3911; «Российская газета», 27 ноября 2002 г.); В соответствии с Требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденных Приказом Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327, для всех земельных участков, образующихся одновременно при разделении (перераспределении) ранее учтенных земельных участков, либо для всех смежных земельных участков, межуемых одновременно с целью уточнения имеющихся сведений государственного земельного кадастра, оформляется одно Описание земельных участков. Границы лесных участков, смежных с земельными участками, границы которых определяются в порядке, предусмотренном Федеральным от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве», устанавливаются в соответствии с земельным законодательством. Границы иных лесных участков определяются с точностью соответствующего масштаба дежурной кадастровой карты с использованием материалов лесоустройства.

Документы о межевании земельного участка оформляются с учетом лесоустройства в соответствии с Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327.

Подводим итоги

Разделить землевладение на две или более частей, как правило, вполне реально. Только помните, что минимальная площадь земельного участка при разделе должна соответствовать установленным в регионе нормам.

Так, для разведения огорода размер надела обычно устанавливается не менее 4 соток, а для дачного или жилищного строительства — не менее 5 соток. Конкретный минимально допустимый размер землевладения уточняйте в местной администрации.

Когда собственник может принять решение о разделе?

Согласно предписаниям ст.

43 ЗК РФ, владелец земельного надела имеет полное право проводить с таким имуществом любые, предусмотренные действующим законодательством, операции на свой выбор, в том числе и совершить раздел на несколько частей. Основания для принятия решения о проведении таких действий могут быть различными,. В их числе:

  1. Аренда одного из вновь образованных участков.
  2. Продажа третьим лицам;
  3. Передача в дар;

Кроме того, на сегодняшний день одной из главных причин раздела земли является осуществление предпринимательской деятельности на вновь образованном земельном участке.

Например, такой надел можно использовать по иному назначению и открыть на нем торговую точку или осуществлять специализированную деятельность такую, как техническое обслуживание автомобилей.

Так, в случае если делимый земельный участок принадлежит одному из членов супружеской пары на основании индивидуальной собственности и, как следствие, не подлежит разделу в случае бракоразводного процесса, собственник может принять решение о его разделении на несколько новых наделов, после чего передать один из них второму супругу.

В случае отказа учитывать интересы супруга, решение о разделе может быть оспорено женой в судебном порядке.

Раздел, выдел земельного участка

Основным документом, регулирующим раздел, выдел земельных участков, является Земельный Кодекс РФ (далее – ЗК РФ).

Раздела земельного участка – это один из способов образования одного участка или нескольких самостоятельных земельных участков.

На основании пункта 4, пункта 7 статьи 22.2 Федерального Закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

(далее — Закон о регистрации) государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе земельного участка. Одновременно с заявлением о государственной регистрации прав на образуемые земельные участки подается заявление о государственной регистрации перехода или прекращения прав на такие земельные участки. Государственная регистрация перехода или прекращения прав на указанные участки осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки.

Основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, являются: 1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков; 2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков; 3) иной документ, на основании которого в соответствии с Законом о регистрации и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков. По общему правилу п. 2 ст. 11.2 и п.

1 ст. 11.4 ЗК РФ исходный земельный участок, из которого при разделе образованы земельные участки, прекращает свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из него земельные участки. При этом имеется в виду, конечно, не фактическое, а юридическое прекращение существования разделенного земельного участка, который перестает существовать в качестве объекта земельных и гражданско-правовых отношений.

В соответствии с п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ). При этом не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях образования земельных участков на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

В соответствии с п. 5 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними.

Исключение составляет выдел земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Порядок выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения установлен статьями 13, 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 г.

№101-ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

. Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков.

При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Данной нормой установлено, что, участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленных ЗК РФ и Федеральным законом

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

.

Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером. Проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей.

Проект межевания земельного участка или земельных участков подготавливается кадастровым инженером. Заказчиком такого проекта межевания может являться любое лицо. При подготовке проекта межевания, подлежащего утверждению общим собранием участников долевой собственности, кадастровый инженер обеспечивает правообладателям земельного участка или земельных участков, из которых будут выделяться земельные участки в счет земельной доли или земельных долей, органу местного самоуправления поселения и, если заказчик кадастровых работ не является правообладателем земельного участка или земельных участков, заказчику кадастровых работ возможность ознакомиться с этим проектом до его утверждения и представить предложения о его доработке.

Извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

Проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности.

Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка. Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации.

В случае если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным. Возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект межевания земельного участка, а также в орган кадастрового учета по месту расположения такого земельного участка.