Главная - Автострахование - Под какие цели передается гос имущество в безвозмездное пользование

Под какие цели передается гос имущество в безвозмездное пользование


Под какие цели передается гос имущество в безвозмездное пользование

Как составить договор безвозмездной передачи имущества в пользование


У договора передачи имущества во временное пользование есть много общего с пунктами арендного соглашения, за исключением главного – никакого вознаграждения за полученное право ссудополучатель не платит. Это означает, что владелец не вправе ожидать оплаты, оказания услуг, предоставления других ценностей взамен переданного. Особый интерес к таким вариантам оформления есть у предпринимателей, которым выгодно фиксировать бесплатное право пользования недвижимостью или иными объектами. Скачайте:

(21,9 KiB, 64 hits) (29,4 KiB, 51 hits) (16,3 KiB, 26 hits)

(50,0 KiB, 55 hits) Не стоит игнорировать рекомендации закона фиксировать устные договоренности в письменной форме, чтобы избежать неприятных последствий с недобросовестными ссудополучателями или претензиями госорганов.

Двусторонний документ должен включать следующие пункты:

  • Права и обязанности отражать в документе необязательно, однако эти пункты обеспечат защиту интересов ссудополучателя и ссудодателя в равном объеме. Например, собственник объекта обязывается отдать его в пользование на определенный период времени, а ссудополучатель должен заботиться о сохранности и оплате счетов за обслуживание.
  • Точное описание предмета сделки: адрес, кадастровый номер, технические характеристики, особенности объекта.
  • Указание сторон сделки, которые помогут идентифицировать участников при возникновении каких-либо претензий или вопросов.

Стороны могут добровольно включать иные дополнительные условия с учетом индивидуальных обстоятельств, исключая право на любую форму вознаграждения.

Как определить стоимость безвозмездно переданного имущества?

Право пользования объектом учета аренды на льготных условиях (в том числе безвозмездно) принимается к учету по справедливой стоимости, что означает величину арендных платежей, которые могли бы быть без льготы.

Здесь необходимо отметить, что разница между общей суммой минимального арендного платежа по операционной аренде на льготных условиях и суммой минимального арендного платежа, рассчитанного на рыночных условиях (по рыночной (справедливой) стоимости арендных платежей), отражается обособленно в составе отложенных доходов от операционной аренды на льготных условиях. Объекты, принимаемые на баланс, на основании вновь заключенных в 2020 году договоров безвозмездного пользования, принимаются к учету по их справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен. При использовании метода рыночных цен справедливая стоимость актива (обязательства) определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами (обязательствами), совершенных без отсрочки платежа (п.

55 СГС «Концептуальные основы.», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н).

В то же время, если в учреждении имеются «переходящие» на 2020 год договоры безвозмездного пользования, договоры аренды, по которым в 2017 году и ранее объекты недвижимого имущества должны были учитываться на забалансовом счете 01 по стоимости, указанной передающей стороной или ввиду ее отсутствия по условной стоимости 1 объект — 1 рубль, то в межотчетный период осуществляется их перенос на баланс по указанной в договоре стоимости в первом случае и по справедливой стоимости — во втором. Перенос осуществляется на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) с применением счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

Отобранные в ходе инвентаризации недвижимые объекты финансовой аренды, в межотчетный период, согласно п.

58 СГС «Основные средства», следует отразить по кадастровой стоимости на счете 101 00. Если в учреждении отсутствует актуальная кадастровая стоимость объекта финансовой аренды, то он подлежит отражению на счете 101 00 в условной оценке, равной 1 рублю (п. 59 СГС «Основные средства», методические указания по применению переходных положений СГС «Основные средства» при первом применении, доведенные письмом Минфина России от 30.11.2017 N 02-07-07/79257).
59 СГС «Основные средства», методические указания по применению переходных положений СГС «Основные средства» при первом применении, доведенные письмом Минфина России от 30.11.2017 N 02-07-07/79257).

Права и обязанности сторон

Одним из ключевых пунктов соглашения выступает указание на права и обязанности ссудодателя и ссудополучателя.

Первый по смыслу ГК РФ обязан передать недвижимость на оговоренный срок. Однако ссудополучатель также обременяется некоторыми обязанностями:

  1. оплачивать текущие расходы и т.д.
  2. сохранить помещение в надлежащем состоянии;

Кроме оговоренных законодательством, стороны вправе предусматривать иные обязанности, если это не противоречит нормам ГК РФ и сути договора.

БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ

Безвозмездное пользование (ссуда)– передача ссудодателем вещи в безвозмездное временное пользование ссудополучателю, который обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком он ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. В безвозмездное пользование может быть передано движимое и недвижимое государственное (муниципальное) имущество(далее имущество ): — составляющее государственную (муниципальную) казну; — закрепленное за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления; — закрепленное за казенными учреждениями и бюджетными учреждениями на праве оперативного управления; — закрепленное за автономными учреждениями на праве оперативного управления. Предоставление имущества в безвозмездное пользование осуществляется по результатам торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договоров безвозмездного пользования.

Торги (конкурс или аукцион ) на право заключения договоров безвозмездного пользования проводятся в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 N 67. Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров безвозмездного пользования может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, утвержден приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 N 67. Ссудодателями государственного (муниципального) имущества являются: — органы по управлению государственным и муниципальным имуществом; — унитарные предприятия — в отношении имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения и оперативного управления; — казенные, бюджетные и автономные учреждения — в отношении имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.

При этом передача в безвозмездное пользование унитарными предприятиями, а также казенными, бюджетными и автономными учреждениями недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения собственником или приобретенного ими за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, осуществляется с предварительного согласия в письменной форме собственника. Ссудополучателями имущества могут выступать : — государственные (федеральные и региональные) органы власти и управления; — органы местного самоуправления; — государственные (муниципальные) предприятия и учреждения; — некоммерческие организации независимо от их организационно-правовых форм ; — лица, с которыми заключен государственный (муниципальный) контракт по результатам конкурса или аукциона, если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения контракта; — иные лица в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Порядок предоставления в безвозмездное пользование имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну: Решение о передаче в безвозмездное пользование имущества принимается главой исполнительной власти. Заинтересованное лицо направляет соответствующее заявление о предоставлении имущества в безвозмездное пользование в произвольной форме в виде письма в адрес органа по управлению имуществом. Глава исполнительной власти в течение тридцати дней со дня получения заявления и пакета документов принимает решение: — о заключении договора безвозмездного пользования путем проведения торгов; — о заключении договора безвозмездного пользования без проведения торгов; — об отказе в передаче в безвозмездное пользование имущества.

В случае принятия решения о заключении договора безвозмездного пользования путем проведения торгов аукцион (конкурс) на право заключения договора безвозмездного пользования проводится в порядке, установленном действующим антимонопольным законодательством.

Случаи неприменения стандарта «Аренда»

В соответствии с положениями, предусмотренными пунктом 8 Стандарта «Аренда»: Выдержка из документа «Объекты бухгалтерского учета, возникающие при передаче государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование, классифицируются для целей настоящего Стандарта в качестве объектов учета аренды.» Таким образом, при получении государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование ссудополучатель — государственное (муниципальное) учреждение — должен отражать объекты учета в соответствии с положениями Стандарта «Аренда».

При этом следует отметить, что не каждый договор безвозмездного пользования подлежит отражению в соответствии со стандартом «Аренда». Согласно пункту 3 стандарта «Аренда», его положения применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв.

приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н. Согласно пункту 41 Стандарта «Концептуальные основы»: Выдержка из документа Имущество, полученное субъектом учета от собственника (учредителя), за исключением денежных средств и эквивалентов, для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, признается для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности вкладом собственника (учредителя).

Важно отметить, что в соответствии с пунктом 43 стандарта «Концептуальные основы» для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходом признается увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчетный период, за исключением поступлений, связанных с вкладами собственника (учредителя). При этом, как подчеркивают методологи Минфина России, стандарт «Аренда» применяется при отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций, порождающих возникновение доходов (письма Минфина России от 22.11.2018 № 02-07-10/84404, 27.09.2018 № 02-07-10/69410, от 19.09.2018 № 02-07-10/67168, от 14.09.2018 № 02-07-10/66285 и др.). Таким образом, безвозмездное получение государственным (муниципальным) учреждением движимого и недвижимого имущества от собственника (учредителя) не является доходом ссудополучателя, объектов учета аренды не возникает (положения СГС «Аренда» не применяются).

Но если имущество получено от бюджета другого уровня, объекты учета должны квалифицироваться согласно стандарту «Аренда».

Стандарт «Аренда» не применяется и в случаях, когда имущество передается учреждению в безвозмездное пользование на основании соответствующего закона, нормативного акта. Так, Минфин России в письме от 22.11.2018 № 02-07-10/84404 разъяснил: Выдержка из документа «Согласно пункту 6 статьи 48 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ „О полиции» субъекты транспортной инфраструктуры предоставляют на безвозмездной основе территориальным органам и подразделениям полиции, выполняющим задачи по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка, противодействию преступности на железнодорожном, водном, воздушном транспорте и метрополитенах, служебные и подсобные помещения, оборудование, средства и услуги связи.

.экономическая сущность хозяйственных операций, возникающих при предоставлении субъектами транспортной инфраструктуры имущества (услуг) территориальным органам и подразделениям полиции согласно Федеральному закону № 3-ФЗ, не связана с целями извлечения выгод (доходов), в связи с чем в рамках указанных отношений, по мнению Департамента, объектов учета аренды на льготных условиях не возникает (положения СГС „Аренда» не применяются)».
.экономическая сущность хозяйственных операций, возникающих при предоставлении субъектами транспортной инфраструктуры имущества (услуг) территориальным органам и подразделениям полиции согласно Федеральному закону № 3-ФЗ, не связана с целями извлечения выгод (доходов), в связи с чем в рамках указанных отношений, по мнению Департамента, объектов учета аренды на льготных условиях не возникает (положения СГС „Аренда» не применяются)». Аналогичная позиция высказана в письмах Минфина России:

  1. от 27.09.2018 № 02-07-10/69410 — предоставление помещений для размещения органов федеральной фельдъегерской связи, а также их материально-технического обеспечения государственными органами — потребителями услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.12.1994 № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи»;
  2. от 31.08.2018 № 02-07-10/62448 — предоставление образовательной организацией на безвозмездной основе в пользование медицинской организации помещения, соответствующего условиям и требованиям для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2010 № 327 «Об образовании в Российской Федерации» и др.

В подобных случаях информацию об имуществе, полученном в пользование в целях обеспечения выполнения функций без закрепления за пользователем имущества права оперативного управления, следует отражать в прежнем порядке — на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Темы: , , Рубрика: Поделиться с друзьями: Подписаться на комментарии Отправить на почту Печать Ставка НДФЛ для нерезидентов Нужно ли снижать ставку НДФЛ для трудовых доходов нерезидентов? Да, ставка НДФЛ должна быть одинаковой для всех вне зависимости от срока нахождения налогоплательщика в России. Нет. Я считаю, что к доходам нерезидентов необходимо применять повышенные налоговые ставки.

Я не плачу НДФЛ и пока не задумывался о ставках этого налога.

Чем может обернуться безвозмездное пользование имуществом?

В письмах наших читателей нередко описывается следующая ситуация. Организация бесплатно пользуется помещением или иным имуществом, принадлежащим другой компании, либо вообще не заключая при этом никакого договора (например, аренды и пр.), либо по договору безвозмездного пользования (срочному или бессрочному).

Хотелось бы предупредить о возможных негативных налоговых последствиях такого пользования.Что вам за это будет Дело в том, что бесплатное использование имущества влечет за собой получение внереализационного дохода от безвозмездно полученного права на пользование имуществом . Этот доход рассчитывается оценочным путем по ст.

40 НК РФ. И если вы не учтете его при расчете налоговой базы по налогу на прибыль или налогу при УСНО , то налоговики, обнаружив такое положение вещей, сделают следующее: — доначислят налог на прибыль (налог, уплачиваемый в связи с применением УСНО) с суммы такого дохода, рассчитанной исходя из цен, по которым аналогичное имущество сдается в аренду ; — начислят соответствующие пени ; — оштрафуют за неуплату налога на прибыль («упрощенного» налога) в размере 20% от суммы неуплаченного налога . Внимание! У того, кто предоставляет свое имущество в безвозмездное пользование, тоже могут быть проблемы. Во-первых, он не вправе начислять амортизацию по такому имуществу , во-вторых, ему могут доначислить НДС с рыночной стоимости аренды аналогичного имущества .

Это нам подтвердили и в ФНС России. ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ МЕЛЬНИЧЕНКО АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ — Государственный советник РФ 1 класса «При проведении выездных проверок налоговые органы обращают особое внимание на правовые основания использования налогоплательщиком в своей деятельности имущества, имущественных прав, работ и услуг других лиц.

Если организация получила от другой организации право безвозмездно пользоваться ее имуществом (к примеру, офисом), то в этом случае она обязана включить в налоговую базу сумму внереализационных доходов, определяемую исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества без учета НДС. Такой позиции придерживается и Президиум ВАС РФ «.

Все перечисленные последствия будут и тогда, когда право безвозмездно пользоваться имуществом вы получили от своего учредителя, чья доля в вашем уставном капитале составляет более 50% .

Ведь для целей налогообложения не учитываются доходы в виде полученного безвозмездно от учредителя имущества, а не имущественного права . Единственные, кто не должны учитывать в составе доходов для целей налогообложения прибыли безвозмездно полученное имущественное право, — это некоммерческие организации, бесплатно пользующиеся государственным и муниципальным имуществом для ведения уставной деятельности .Когда нужно признавать «безвозмездный» доход Что касается даты признания дохода при безвозмездном пользовании имуществом, то для организаций, использующих метод начисления, все более-менее ясно: они должны признавать такие доходы в течение всего периода пользования имуществом на конец каждого квартала (месяца) . Кстати, многие упрощенцы не хотят признавать доход в виде безвозмездно полученного имущественного права, так как реально никаких денег они не получают и момент признания дохода в такой ситуации не определен.

Такая позиция ошибочна. Ведь доход — это не только фактическое поступление денег, но и получение иного имущества или имущественных прав .

Более того, внереализационные доходы у упрощенцев учитываются в том же порядке, что и у организаций, применяющих общий режим налогообложения . А у последних безвозмездно полученное имущественное право прямо названо в числе доходов.

Если же говорить языком экономики, то доход (экономическая выгода) от безвозмездного пользования имуществом заключается в сбереженных деньгах, которые упрощенец уплатил бы, если бы пользовался имуществом за плату. А вот что нам ответили в ФНС насчет даты признания дохода упрощенцами при безвозмездном пользовании имуществом.

А вот что нам ответили в ФНС насчет даты признания дохода упрощенцами при безвозмездном пользовании имуществом. ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ МЕЛЬНИЧЕНКО АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ, Государственный советник РФ 1 класса

«Для налогоплательщиков, применяющих кассовый метод, датой получения дохода в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом является: дата подписания документов, подтверждающих передачу имущественных прав; день фактического получения имущественных прав на безвозмездное пользование имуществом»

. Получается, что если имеется документ, в котором указано, на какой срок передается имущество, то нужно учесть сразу доход за все время пользования имуществом.

Если же такого документа нет, то доход должен определяться в каждом из отчетных периодов исходя из стоимости аренды аналогичного имущества.Как можно смягчить неприятные последствия Выходит, что при безвозмездном пользовании имуществом лучше вообще не иметь у себя никаких документов, из которых было бы ясно, как долго вы этим имуществом пользуетесь.

В этом случае вы хотя бы сможете сказать налоговикам, что «всего неделю как переехали в этот офис». Таким образом, вменяемый вам налогооблагаемый доход будет небольшим и вы можете отделаться, что называется, малой кровью. Но учтите, что налоговая может доказать обратное, а именно что помещением вы пользуетесь продолжительное время.

Инспекторы могут опросить ваших соседей по офисному зданию, или же вас запросто может выдать, к примеру, старое рекламное объявление в прессе с указанием вашего адреса. И тогда уже доначисления налогов и других неприятностей не избежать.

Но даже в этом случае сдаваться рано.

У вас есть немало шансов оспорить в суде правильность определения налоговиками рыночной цены аренды аналогичного имущества, исходя из которой они определяют полученный доход . Дело в том, что для сравнения цен им не часто удается найти идентичные или однородные объекты, особенно если это недвижимость.

Судебные споры по этому вопросу, которые выиграла бы ИФНС, встречаются редко. Да и то это происходит, когда налогоплательщик и не пытается оспорить правильность определения налоговиками рыночной цены .

ПРЕДУПРЕДИ РУКОВОДИТЕЛЯ Если налоговым органам станет известно, что ваша компания пользуется чужим имуществом безвозмездно, они обязательно доначислят налог с денег, сэкономленных на аренде, а также оштрафуют вашу организацию. * * * Итак, безвозмездное пользование имуществом сродни бесплатному сыру, который, как известно, бывает только в мышеловке. Это может привести к дополнительным налоговым рискам.

Поэтому, прежде чем радоваться возможности не платить, к примеру, за занимаемое помещение, адекватно оцените все возможные негативные последствия такой ситуации. Все-таки безопаснее заключить договор аренды, пусть и с небольшой арендной платой, которую вы будете включать в расходы, и спать спокойно, чем вздрагивать от каждого звонка из ИФНС. ——————————- п.

8 ст. 250 НК РФ, Письма Минфина России от 11.12.2009 N 03-03-06/1/804, от 04.02.2008 N 03-03-06/1/77 Письмо Минфина России от 31.10.2008 N 03-11-04/2/163; Постановления ФАС ВВО от 29.07.2008 N А29-9662/2007; ФАС СЗО 01.10.2008 N А44-96/2008; ФАС СКО от 22.10.2008 N Ф08-6323/2008 п.

8 ст. 250, п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 39, п. 3 ст. 40 НК РФ ст. 75 НК РФ п. 1 ст. 122 НК РФ п.

3 ст. 256 НК РФ; Письмо УФНС России по г.

Москве от 31.10.2007 N 20-12/104582 подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 2 ст. 154, ст. 40 НК РФ; Письмо Минфина России от 05.05.2009 N 03-07-11/133; Постановление ФАС ВВО от 18.02.2008 N А31-567/2007-15 п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 Письма Минфина России от 14.03.2008 N 03-05-05-02/12, от 24.01.2007 N 03-11-05/10 подп.

2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 Письма Минфина России от 14.03.2008 N 03-05-05-02/12, от 24.01.2007 N 03-11-05/10 подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ подп. 16 п.

2 ст. 251 НК РФ; Письмо Минфина России от 19.03.2010 N 03-03-06/4/24 п.

1 ст. 271, ст. 285 НК РФ п. 2 ст. 272, п. 1 ст. 346.17 НК РФ п.

1 ст. 346.15 НК РФ см., например, Постановления ФАС ВВО от 29.07.2008 N А29-9662/2007; ФАС СЗО от 01.10.2009 N А42-7203/2008 см., например, Постановление ФАС ВСО от 31.03.2009 N А33-4100/08-Ф02-1119/09 Впервые опубликовано в журнале «Главная книга» N 08, 2010 Источник: журнал .

Рассмотрим основные изменение в бухучете в 2020 году. Суть изменений в ПБУ 18/2002, ПБУ 16/02 и ПБУ 13/2000.

Отдельно про ФСБУ 25/2018. Налог на прибыль и НДС.

Налог на имущество. Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Операции по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

(далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) недвижимым имуществом (недвижимостью), права на которое подлежат государственной регистрации, признаются: В силу абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней 2 .
131 ГК РФ вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней 2 . То есть право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Сен 10, 2020adminlawsexp

Ответственность ссудополучателя после получения прав на безвозмездное пользование государственным имуществом

Использование имущества, принадлежащего государству, унитарным, бюджетным и автономным учреждениям, является целевым, без возможности изменения целевого назначения. Государственное (муниципальное) имущество, в том числе помещения и земельные участки, полученные на праве безвозмездного пользования, не могут быть переданы ссудополучателем в субаренду, внесены как залог или в качестве вклада в Уставной капитал хозяйственных обществ, а также переданы в безвозмездное пользование для коммерческих целей.

Ссудополучатель вместе с правом безвозмездного пользования имуществом приобретает обязанности по его содержанию и поддержанию в исправном состоянии, проведению текущих и капитальных видов ремонта за счет собственных средств после получения на то письменного согласия ссудодателя. Важно! Оплата коммунальных и иных обязательных платежей является обязанностью ссудополучателя на основании отдельно заключенных договоров в соответствии с действующими тарифами.

Налоговый учет имущества, переданного в безвозмездное пользование

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬСогласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) безвозмездная передача на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг, облагается НДС: «1.

Объектом налогообложения признаются следующие операции: 1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг)».

Предоставленное в безвозмездное пользование имущество признается услугой в целях исчисления НДС (подпункт 4 пункта 1 статьи 148 и подпункты 10, 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ). При этом услугой в целях налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (пункт 5 статьи 38 НК РФ): «5.

Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности».

Таким образом, оказание услуг на безвозмездной основе, согласно статье 146 НК РФ, является объектом налогообложения по НДС. Этой позиции придерживаются и суды (Постановление ФАС Центрального округа от 2 сентября 2003 года по делу №А54-619/03-С18, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 3 августа 2004 года по делу №А56-1488/04).Так, арбитражным судом (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 3 августа 2004 года по делу №А56-1488/04)) рассматривались материалы по делу между предпринимателем Быстровой С.А.

и налоговой инспекцией. Предприниматель не исчислял и не уплачивал в бюджет НДС при передаче им в безвозмездное пользование нежилых помещений иным лицам под цели торговли, организации общественного питания, установки игровых автоматов, бильярда на основании заключенных договоров. Налоговая инспекция начислила сумму НДС по данным операциям, штраф и пени и направила в адрес предпринимателя требование об уплате перечисленных сумм. Рассмотрев предоставленные материалы, арбитражный суд вынес решение: «Так, объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В целях исчисления НДС передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

Таким образом, безвозмездная передача имущества в пользование подлежит налогообложению НДС». Таким образом, у налогоплательщика, по передаче имущества в безвозмездное пользование, возникает объект налогообложения по НДС в виде стоимости оказанных услуг, исчисленной, исходя из цен, определяемых в порядке, предусмотренном статьей 40 НК РФ, в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ.Пример.

Организация по договору ссуды передала в безвозмездное пользование другой организации объект основных средств — токарный станок. Рыночная цена аналогичной услуги по идентичному станку — 1 500 рублей (без НДС).Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 91-2 «Прочие расходы».

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» — 270 рублей (1500х18%).

Окончание примера. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВООрганизации, имеющие на своем балансе как собственное имущество, так и имущество, переданное во временное пользование по договору безвозмездного пользования без перехода права собственности, являются плательщиками налога на имущество организации в общеустановленном порядке. Согласно статье 374 НК РФ объектом налогообложения является: «1. Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета

«.Таким образом, при заключении договора безвозмездного пользования, передаваемое имущество продолжает числиться на балансе ссудодателя, обязанность по уплате налога должна быть возложена на него, если переданное имущество числиться как объект основных средств.налог на прибыльОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ У ОРГАНИЗАЦИИ, ПЕРЕДАЮЩЕЙ В БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ИМУЩЕСТВО (РАБОТЫ, УСЛУГИ)Согласно пункту 16 статьи 270 НК РФ расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль:»

16) в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей».

В целях налогообложения прибыли основные средства, переданные по договорам безвозмездного пользования, исключаются из состава амортизируемого имущества (пункт 3 статьи 256 НК РФ): «3.

Из состава амортизируемого имущества в целях настоящей главы исключаются основные средства:переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование; переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев; находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев. При расконсервации объекта основных средств амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации».

Обратите внимание!По объектам основных средств, переданным в безвозмездное пользование (по договору ссуды), в целях бухгалтерского учета организация осуществляет начисление амортизации, независимо от того, что основное средство переведено из основного процесса производства. В целях налогообложения прибыли такие основные средства исключены из состава амортизируемого имущества (пункт 3 статьи 256 НК РФ).

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 322 НК РФ: «По основным средствам, передаваемым налогоплательщиком в безвозмездное пользование, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла указанная передача, начисление амортизации не производится. Аналогичный порядок применяется по основным средствам, переведенным по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев, а также по основным средствам, находящимся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации свыше 12 месяцев. При окончании договора безвозмездного пользования и возврате основных средств налогоплательщику (а также при расконсервации или окончании реконструкции) амортизация начисляется в порядке, определенном настоящей главой Кодекса, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошел возврат основных средств налогоплательщику, окончание реконструкции или расконсервация основного средства».

Таким образом, в данном случае сумма амортизации по имуществу, переданному в безвозмездное пользование, учитывается в составе расходов в бухгалтерском и налоговом учете в разных суммах, что приводит к образованию постоянной разницы, так как в соответствии с пунктом 3 статьи 256 НК РФ, продление срока полезного использования возможно только при консервации, и сумма не начисленной амортизации в налоговом учете никогда не будет учтена.ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ У ОРГАНИЗАЦИИ, ПОЛУЧИВШЕЙ В БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ИМУЩЕСТВОЗачастую, на практике передачу имущества в безвозмездное пользование финансовые работники путают с безвозмездной передачей имущества, хотя разница между этими операциями принципиальная.

Если при безвозмездной передаче имущества право собственности на него переходит от передающей стороны к получающей, то при договоре безвозмездного пользования (договоре ссуды) право собственности на имущество остается у стороны передающей (ссудодателя).В главе 25 НК РФ дано определение безвозмездно полученного имущества. Согласно пункту 2 статьи 248 НК РФ: имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).Согласно, пункту 8 статьи 250 НК РФ безвозмездно полученное имущество (работы, услуги) относятся к внереализационным доходам: «8) в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 настоящего Кодекса. При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса, но не ниже определяемой в соответствии с настоящей главой остаточной стоимости — по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) — по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам).

Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком — получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки». Это нашло подтверждение в Письме УМНС Российской Федерации по городу Москве от 31 марта 2004 года №26-12/22143, в котором указано:

«Пунктом 8 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что в целях налогообложения прибыли внереализационными доходами признаются доходы в виде безвозмездно полученных услуг, за исключением случаев, указанных в статье 251 Кодекса»

.

Оценка дохода, при получении услуг безвозмездно, осуществляется исходя из рыночных цен по аналогичным услугам. При этом информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком, используя официальные источники информации о рыночных ценах.Рыночная оценка может быть произведена в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» независимым оценщиком, имеющим лицензию в установленном порядке.

Поэтому, если организация воспользуется услугами оценщика, то разногласий с налоговой инспекцией, скорее всего, не возникнет.

Ведь для суда решение оценщика неоспоримо, за исключением случаев, когда достоверность оценки вызывает у судей сомнения. Это следует из Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».Если не имеется заключения оценщика о стоимости безвозмездно полученной услуги, то налогоплательщик должен самостоятельно исчислить стоимость этой услуги, подтвердить правильность исчисления этой стоимости и иметь документы, подтверждающие исчисленные им цены.

Источниками информации о рыночных ценах могут быть:

  1. информация органов, регулирующих ценообразование;
  2. информация о рыночных ценах в средствах массовой информации.
  3. информация государственных органов статистики;
  4. официальная информация о биржевых котировках;

Напоминаем, что ссудополучатель обязан поддерживать имущество, полученное в безвозмездное пользование, в исправном состоянии (включая проведение текущего и капитального ремонта) и нести все расходы по его содержанию. Это правило применимо, если договором безвозмездного пользования не предусмотрено иное (статья 695 Гражданского кодекса Российской Федерации).Учитывая изложенное, можно сделать следующий вывод.

Если договором не установлено, что затраты на содержание имущества возлагаются на ссудодателя, то они включаются в состав прочих расходов ссудополучателя, связанных с производством и реализацией (подпункт 2 пункта 1, подпункт 4 пункта 2 статьи 253 НК РФ.

Разумеется, для этого расходы должны быть документально подтверждены, экономически обоснованы, а полученное имущество использоваться в деятельности, направленной на извлечение дохода (пункт 1 статьи 252 НК РФ).Изложенные выводы нашли подтверждение в Письме УМНС Российской Федерации по городу Москве от 19 февраля 2004 года №26-12/10774: «В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (пункт 1 статьи 252 НК РФ).

Таким образом, затраты по поддержанию имущества, полученного по договору в безвозмездное пользование и используемого для целей производства и реализации продукции (работ, услуг), рассматриваются в составе прочих расходов в порядке, установленном главой 25 НК РФ, при условии, что необходимость таких затрат возникла в процессе эксплуатации имущества ссудополучателем. (Основание: Письмо МНС России от 03.03.2003 №02-5-11/55-З786.)». Расходы по ремонту основных средств учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, предусмотренном статьей 260 НК РФ (Приложение №5).

Согласно данной статье, расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы. Они учитываются для целей налогообложения в том периоде, в котором были осуществлены, в размере фактических затрат (если организация не создает резерв на ремонт основных средств). Если же имущество предоставляется физическим лицом, у которого не может быть основным средством, то расходы на ремонт можно учесть в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 253 НК РФ.

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов .

Расскажем на семинары все подробности и тонкости аренды и лизинга. Научим правильно читать и составлять договоры, вести учет и мн.др.

Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.