Главная - Медицинское право - Платон взгляд на право

Платон взгляд на право


Похожие главы из других книг


Из книги Алексей Степанович Хомяков автора Бердяев Николай Глава VI. Учение Хомякова об обществе и государстве Социальная философия Хомякова делает различие между обществом и государством. Славянофильство не государственная идеология, а общественная. Хомяков, как и все славянофилы, не только не государственник, но даже Из книги Понятия права и силы (опыт методологического анализа) автора Ильин Иван Александрович ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ О СУЩНОСТИ Из книги Античная философия автора Асмус Валентин Фердинандович ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ § 1.

ПОНЯТИЕ О ЗАКОНОВЕДЕНИИ Когда человек стремится к знанию, то он часто не дает себе отчета в том, что значит «знать».

А между тем без этого он не может удовлетворить своего стремления и нередко блуждает в темноте.Знать – значит, прежде Из книги Очерки античного символизма и мифологии автора Лосев Алексей Федорович 2. Учение Платона об «идеях» («видах») От философов-элеатов Парменида и Зенона Платон усвоил установленное этими философами различие между тем, что существует по истине, и тем, что не имеет истинного бытия. «Прежде всего, — утверждает Платон в «Тимее», — по моему мнению, Из книги Философия.

Шпаргалки автора Малышкина Мария Викторовна 7. Учение Платона об обществе и государстве В мировоззрении Платона важное место принадлежит его взглядам на общество и государство. Платон менее всего похож на аполитического мыслителя, равнодушного к явлениям общественной жизни и политическим учреждениям.

С Из книги Платон автора Асмус Валентин Фердинандович 12.

Учение об обществе и государстве В этике Аристотель развил как образец и как цель блаженной жизни идеал созерцательного постижения истины. Аристотель признал этот идеал трудно достижимым, доступным в полной мере лишь для божества. Человек может и должен стремиться к Из книги Томас Пейн автора Гольдберг Николай Моисеевич IV.

УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ИДЕЯХ В ЕГО СИСТЕМАТИЧЕСКОМ Из книги Эзотерический мир. Семантика сакрального текста автора Розин Вадим Маркович 30. Учение Платона о бытии, душе и познании Платон (427–347 гг.

до н. э.) был учеником Сократа, впервые организовал учебное заведение – академию. Платон считается основателем объективного идеализма. Согласно учению Платона, лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а Из книги Джон Локк автора Зайченко Георгий Антонович VI.

Теория «идеи», космология Платона и пифагорейское учение о числах Учение Платона разрабатывалось в течение более чем полувека. За это время оно не осталось одним и тем же, но развивалось и изменялось. Важным этапом в идейном развитии Платона оказалось происшедшее еще в Из книги Гегель автора Овсянников Михаил Федотович VII.

Учение Платона об обществе и государстве Из книги Гоббс автора Мееровский Борис Владимирович Из книги автора 1. ОБ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ С самого начала литературной и политической деятельности Пейна в центре внимания его, как и других просветителей XVIII в., была проблема общества и государства, их происхождения, функций, взаимоотношений.

В условиях революционного освобождения Из книги автора Запад и Восток: истоки и классический образ Бог (религиозная доктрина) Нирвана (учение Готамы Будды) Эволюционирующий человек (учение Шри Ауробиндо) Развивающийся мир (учение Рудольфа Штейнера, «Очерк Из книги автора Из книги автора Из книги автора

Философско-правовые взгляды платона

Стр 3 из 26 Плато́н (др.-греч.

Πλάτων, 428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Платон — первый философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.

Эпоха, в которую жил Платон, отмечена глубоким кризисом сложившейся формы греческой государственности, важнейшим элементом которой был полис – город-государство.

Кризис проявился как в войнах, которые вели между собой союзы городов-государств, объединившихся вокруг Афин и Спарты, так и во внутренней борьбе в полисах между сторонниками аристократического и демократического общественного устройства. Вместе с тем это период высшего расцвета греческой культуры, когда наиболее полно и ярко выразились духовные черты греческого искусства, гражданственности, достоинства свободного человека. В Афинах он основал философскую школу, называвшуюся Академией, которая просуществовала много веков.

Свое учение об идеальном государстве Платон неоднократно пытался реализовать на практике с помощью тирана Сиракуз Дионисия. История европейской философии права начинается с Платона и Аристотеля.

Их основная заслуга заключается в определении и всестороннем анализе идеи справедливости, а также в обосновании разумной природы закона (права).

Платон развил учение Сократа о справедливости, об истинном знании, которое он понимал как внечувственное, внеопытное познание мира божественных идей. Согласно учению Платона, бытие – это бытие идей.

Вещи земного, дольнего, мира существуют лишь в той мере, в какой они причастны этим вечным идеям, обладающим всей полнотой бытия.

Это относится как к вещам чувственным, так и к вещам умопостигаемым, включая государство, правопорядок и т.п.

По Платону, истинное в бытии имеет природу чистого мышления. Суть этого бытия в его единстве. Единое «бытие-мышление» различает, разделяет себя на отдельные мысли, которые Платон называл «эйдосами», «идеями».

Мир идей имеет иерархическую структуру. Высшей идеей является идея блага, абсолютного добра.

Эта идея есть то, что

«.придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать.»

. Ее знание является самым важным знанием, ибо

«.через нее становятся пригодными и полезными справедливость и все остальное.»

.

Идея — образ и сущность вещи, определяющее ее первоначало и принцип. Мир идей — смыслообразующий контекст мира вещей и явлений. Там, где речь идет о разумном (соответствующем истинному бытию и божественным первообразцам) упорядочении земного мира явлений и отношений (например, полисной жизни, законов и т.д.), — идея выступает не только как онтологическая основа и первопричина мира явлений, но и как руководящий принцип, стандарт и парадигма его организации.

Идеи, будучи истинным бытием, приходят в «соприкосновение» с материальным.

Результатом этого «соприкосновения» является окружающий нас мир, каждая из вещей и явлений которого заключают в себе бытие, идею.

И именно поэтому они (вещь, явление) существуют.

Но, в то же время они несут в себе и небытие. Вот почему все в мире имеет на себе печать прехождения и смерти, является конечным. Различие вещей определяется различием идей.

Так, например, существование государства есть воплощение в сообществе людей изначальной идеи государства. Идеальное государство и разумные, справедливые законы трактуются Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной, политической и правовой жизни [3].

По призванию самого Платона, государство, начертанное им в «Законах», есть государство компромисса. В «Государстве» между гражданами существует совершенное единомыслие и единство; там общи не только материальные блага, но и самые мысли, чувства. Поэтому там – благая и блаженная жизнь.

Однако, по мнению Е. Трубецкого, этот коммунистический идеал по призванию автора «Законов», — больше того, что можно требовать от современного поколения.

Для этих людей надо создать государство, к ним приспособленное второе после наилучшего. Платон предвидит, однако, что и оно окажется не по плечу его современникам и соглашается заранее на дальнейшие уступки: он имеет в виду начертать, «если будет угодно Богу», еще проект государства – третьего после наилучшего.

Платон предвидит, однако, что и оно окажется не по плечу его современникам и соглашается заранее на дальнейшие уступки: он имеет в виду начертать, «если будет угодно Богу», еще проект государства – третьего после наилучшего. Третьему государству не суждено было увидеть свет; но уже и в «Законах» приспособление к действительности достигается ценою утраты смысла жизни. В отличие от идеального государства, которое ведет к бессмертию и уже на земле осуществляют его зачаток, «Законы» только «некоторым образом» и «всего более» к нему приближаются.

Так же и в отношении единства общественной жизни – к нему приближаются. Так же и в отношении единства общественной жизни – этого отражения единства божественной идеи – «Законы» после «Государства» занимают лишь второе место.

Платон отрекается здесь от самого существенного, что есть в начертанном идеале – от его безусловности.

Платон высказывает в «Государстве» мнение, что высшие классы его государства не могут отдаваться идее только наполовину: правителями не могут быть те, кто «не стремится к единой цели, ради которой им надлежит делать все то, что они делают как в частной, так и в общественной жизни». Напротив, в «Законах» допускается возможность служения двум господам; а соответственно с этим здесь и цель жизни начинает двоиться. В идеальном государстве, по словам Платона, живут «боги» или «сыны божии».

Их там немного – всего «более одного».

Но в этих немногих Платон раньше видел весь смысл, всю цену государства. Государство должно воплощать божественную жизнь на земле: иначе ему незачем существовать; в этом – вся суть и все содержание «Государства». Теперь в «Законах» философ надеется видеть в будущих гражданах уже не «сынов божиих», а только добрых сынов человеческих.

Самая постановка задачи государства конкретным образом меняется. Задача «Государства» — поднять человека над самим генезисом, над тем, что «рождается и умирает». Если «Государство» заимствует кое-какие спартанские учреждения, то мечта ее автора – в том, чтобы пресуществить земное божественное: исторически сложившееся здесь превращается в tabula rasa.

Напротив «Законы» отправляются от исторически сложившегося, вводя в него относительные улучшения: здесь само идеальное устройство превращается в государство спартанско-критского типа. Во главе государства, по мнению Платона, необходимо ставить философов, причастных к вечному благу и способных воплотить небесный мир идей в земной жизни.

«Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать., до тех пор государствам не избавиться от зол»

. В проекте идеальной организации власти Платон отходит от принципов «аристократии крови» и заменяет ее «аристократией духа».

Обосновывая эту идею, он наделил философов-правителей качествами духовной элиты — интеллектуальной исключительностью, нравственным совершенством и т.п. Механизму осуществления власти (ее устройству, роли закона) Платон не придавал в диалоге «Государство» особого значения.

В частности, по поводу формы правления в образцовом государстве сказано лишь то, что оно может быть либо монархией, если править будет один философ, либо аристократией, если правителей будет несколько.

Основное внимание здесь уделяется проблемам воспитания и образа жизни граждан.

В данном случае Платоном ставится задача: дано спартанско-критское устройство, спрашивается, какие законы в нем спасительны, какие наоборот – гибельны.

В этой задаче, считает Е. Трубецкой [4], также приносится в жертву сократический принцип. В двух более ранних диалогах – «Политике» и «Государстве» — Платон верит в живую мудрость правителя, которая спасает, проникая в души: она не подлежит законодательным ограничениям именно в силу своей безусловности, которая ставит ее выше закона: раз есть на лицо оракул божества, внешние предписания закона вообще излишни.

В двух более ранних диалогах – «Политике» и «Государстве» — Платон верит в живую мудрость правителя, которая спасает, проникая в души: она не подлежит законодательным ограничениям именно в силу своей безусловности, которая ставит ее выше закона: раз есть на лицо оракул божества, внешние предписания закона вообще излишни. Напротив, в «Законах» государство держится уже не философской религией, не знанием, а внешней силой: тут Платон ставит себе задачей то самое, что раньше он считал занятием праздным и антифилософским – всестороннюю и мелочную законодательную регламентацию.

Преждние платоновские воззрения в «Законах» превращаются в какой-то призрак, который исчезает при первом прикосновении анализа. Философ по-прежнему делает акцент на мудрости, именно она должна служить основной целью законодательства. Платон критикует государство дорийско-спартанского типа, он считает, что отсутствие знания, неведение составляют основной их недостаток, который объясняет падение большинства из них.

В данном случае знание играет роль не высшего критерия, а подчиненного начала. Свобода исследования должна быть ограничена законом. Платон говорит о противопоставлении частных интересов правителя общественным.

Государство будет процветать тогда, когда общественные интересы будут на первом месте, а за ними будут следовать частные. А для контроля необходимы законы, поскольку человеческая природа не будет руководствоваться, чисты разумом, не побуждающим к нарушению интересов общества во благо себе.

Если ввести в эту систему понятия правосознания, то получается интересная картина. Закон должен ограничивать правителя, если у правителя высокая степень правосознание, то он подчиняется закону неукоснительно.

Но в то же время, ни закон, ни правосознания не нужны в том единственном случае, когда правитель в своих действиях руководствуется чистым разумом [2]. Справедливость как идея и как сущность полиса и его законовсостоит в том, чтобы каждое начало (каждое сословие и каждый член государства) занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Характеризуя справедливость в идеальном государстве, Платон писал:

«Заниматься каждому своим делом это, пожалуй, и будет справедливостью»

; «справедливость состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое» (Государство).

Справедливость требует,

«чтобы никто не захватывал чужого и не лишался своего»

(Государство). Эти характеристики и свойства справедливости (dikaiosyne) и права (dikaion) определяют смысл платоновского понимания естественного права.

Немецкий исследователь естественноправовых концепций Г. Райнер, характеризующий принцип «каждому — свое»в качестве основного положения естественного права, подчеркивает связь этого принципа с платоновским определением права, согласно которому «каждый имеет свое».

Соответствующие суждения Платона в диалоге «Государство» о справедливости и праве в переводе Г. Райнера, учитывая терминологию оригинала звучат так:

«Право и справедливость состоят в том, что каждый имеет и делает свое так, чтобы никто не имел чужого и не лишался своего»

в его различении с полисным законом. Однако это различение естественного права и полисного закона Платон, как и Сократ, трактует не в плане их противопоставления и разрыва, а для раскрытия объективных (в конечном счете — божественных, разумных, идеальных) корней полисных законов.

Справедливость, согласно Платону, предполагает определенное равенство. При этом он, ссылаясь на Сократа, различает 2 вида равенства: — геометрическое равенство — равенство по достоинству и добродетелям; — арифметическое равенство — равенство меры, веса и числа. При пояснении смысла такого различения, Платон отмечал, что

«для неравных равное стало бы неравным, если бы не соблюдалась надлежащая мера»

(Законы).

«Геометрическое равенство» — это «самое истинное и наилучшее равенство»: «большему оно уделяет больше, меньшему — меньше, каждому даря то, что соразмерно его природе» (Законы). Таким образом, плтоновское определение справедливости было призвано оправдать общественное неравенство, деление людей на высших и низших от рождения.

В подкрепление своего аристократического идеала Платон предлагал внушать гражданам мифы о том, как бог примешал в души людей частицы металлов: в души тех из них, что способны править и потому наиболее ценны, он примешал золота, в души их помощников – серебра, а в души земледельцев и ремесленников – железа и меди.
В подкрепление своего аристократического идеала Платон предлагал внушать гражданам мифы о том, как бог примешал в души людей частицы металлов: в души тех из них, что способны править и потому наиболее ценны, он примешал золота, в души их помощников – серебра, а в души земледельцев и ремесленников – железа и меди.

Если же у последних родится ребенок с примесью благородных металлоа, то его перевод в высшие разряды возможен только по инициативе правителей.

Взаимосвязь и единство полиса и законов является существенным принципом всей политической философии Платона.

«Я вижу, — писал Платон, — близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». В свете платоновской характеристики различных форм правления в зависимости от того, какая роль отводится в них закону, Эрнст Кассирер справедливо отмечал взаимосвязь закона и политической свободы в концепции Платона.

«Закон, — писал Кассирер, — является единственным подлинным выразителем свободы. Таковы образ мыслей Платона о государстве и сумма его политической мудрости». В диалоге «Политик» Платон выделил формы государства, основанные на законе.

По его словам, монархия, аристократия и демократия опираются на закон, тогда как тирания, олигархия и извращенная демократия управляются вопреки существующим в них законам и обычаям.

Однако все перечисленные формы правления, как подчеркивалось в диалоге, являются отступлениями от идеального, «подлинного» государства, где политик единолично осуществляет власть, «руководствуясь знанием».

Смысловое содержание учения Платона не совпадает с современными формулами правового государства. Весьма высоко ставил Платон науку о законах, считая не случайным созвучие божественного и чудесного закона (nomos) и ума (noys).

«Ведь из всех наук, — отмечал Платон, — более всего совершенствует человека, ими занимающегося, наука о законах»

(Законы). В этой связи он настойчиво рекомендует изучать сочинения о праве. В «Государстве» Платон также дает нам учение об основных частях человеческой души, каждая из которых имеет свои добродетели: разумная часть души имеет в качестве добродетели мудрость, вожделеющее начало (страстное начало души) — умеренность и воздержанность, а яростный дух (который может быть союзником как первого, так и второго) — мужество и способность подчиняться разуму.

Все вместе эти добродетели составляют справедливость. Платон проводит параллели между частями души и типами людей в государстве и называет справедливостью в государстве, когда каждый человек находится на своем месте и делает то, к чему более всего способен. Особое место в «Государстве» Платон уделяет стражам (воинам) и их воспитанию, которое должно сочетать в себе две части: мусическую и гимнастическую.

Гимнастическое воспитание позволяет подчинить страсти разумному началу и развить в себе качество воли.

А мусическое — позволяет смягчить яростный дух и подчинить его законам ритма и гармонии [4]. Рассматривая взгляды философа на закон, следует избегать их модернизации.

Дело в том, что отдельные положения древних мыслителей используются при обосновании современных концепций государства и права. Так, в частности, произошло с высказываниями Платона о необходимости утверждения закона в общественной жизни, на которые нередко ссылаются сторонники теории правового государства.

В диалоге «Законы» Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью.

Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Однако такие высказывания нельзя вырывать из контекста произведения. Ведь под законом здесь понимается не что иное, как совокупность религиозно-нравственных норм, установленных мудрыми людьми государства в качестве ориентира для остальных граждан.

В приведенном фрагменте речь идет о подчинении правителей божественным законам (точнее, установлениям Кроноса, правившего людьми в глубокой древности) [1]. Платон не оперирует понятием правосознания – он не выделяет прямой связи между сознанием человека и законом.

В его работах присутствует скорее ряд идей, которые сейчас объединяются в обширную область исследования правосознания. Это объясняется несколько иной структурой восприятия мироустройства, которая может где-то показаться нерациональной на современный взгляд.

Античным философам привычнее оперировать такими понятиями как разум, воля, добродетель, которые, так или иначе, касаются рассматриваемого в данной работе вопроса. Более того, некоторые понятия охватывают даже целые грани правосознания [2].

Политико-правовая доктрина Платона была нацелена на то, чтобы законсервировать полис как форму государственного устройства, сохранить его экономическую независимость, или самодостаточность, предотвратить территориальное расширение государства. Изложенные в диалогах мыслителя социально-политические программы являлись с этой точки зрения консервативными. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 1. История политических и правовых учений.

Учебник И 91 для вузов / под ред. Лейста О.Э.// М: «Зеркало», 2006. – С. 36-41. 2. Ковалев И. А. Идея правового сознания античных философов // URL: http://jurnal.org/articles/2012/filos3.html 3.

Нерсесянц В. С. Платон // Норма, 2012. – 500 с. 4. Трубецкой Е. Н. Труды по философии права // СПб.: Издательство РХГИ, 2001.

– С. 64-89. Т.В. Ерошок магистрант юридического факультета Алтайского государственного университета В.В.

Русанов к.и.н., доцент кафедры теории и истории государства и права Алтайского государственного университета 3Рекомендуемые страницы:Читайте также:Воспользуйтесь поиском по сайту:

8. Платон

Платон (427—347 до н.

э.) — один из величайших мыслителей не только античности, но и во всей истории философии, политических и правовых учений.Платон происходил из очень знатного афинского рода. В молодости (407—399 до н. э.) был слушателем и учеником Сократа, оказавшего на него огромное влияние.

После смерти Сократа Платон вместе с другими учениками казненного философа покинул Афины.

Он побывал в Мегарах, а затем много путешествовал, посетил Египет, Южную Италию и Сицилию.

Вернувшись в Афины, Платон в 387 г. до н. э. приобрел рощу в зеленой окраине города, носившей имя героя Академа, и основал здесь знаменитую Академию, которой руководил до конца жизни.

Академия просуществовала почти целое тысячелетие (до 529 г.

н. э.).Воззрения Платона заметно изменялись на протяжении его долгого творческого пути. Так, в его ранних диалогах, называемых «сократическими» («Апология Сократа», «Протагор», «Критон» и др.), в целом доминируют взгляды, метод и подход Сократа — рационализм; поиски общих понятий, обнимающих собой многообразие эмпирических явлений; углубленный интерес к моральной проблематике и т.

п. Собственно платоновское учение об идеях появляется в более поздних диалогах («Государство», «Политик», «Софист», «Парменид» и др.).

Заметным влиянием пифагорейской цифровой мистики и религиозно-мифологических верований отмечен последний труд Платона — «Законы».Смысл платоновского учения об идеях состоит в том, что «истинное бытие — это некие умопостигаемые и бестелесные идеи», а данные ощущению эмпирические тела, вещи и явления — не истинны, поскольку вообще относятся не к бытию, а к чему-то подвижному, становлению.Мир явлений для Платона не абсолютно отделен и изолирован от мира идей, поскольку первый при всей своей мнимости и несамостоятельности все же представляет собой некую искаженную копию и слабую тень второго. Мир идей — вечно неизменный божественный проект изменчивого человеческого мира.Истинное познание — это познание бытия, т.

е. мира идей. Оно доступно лишь «редким людям» — философам. Толпе же, считал Платон, не присуще быть философом.Идеальное государство трактуется Платоном (в диалоге «Государство») как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни — в полисе.

В «Государстве» Платон, конструируя идеальное справедливое государство, исходит из того соответствия, которое, по его представлениям, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой.

По самой идее справедливости, подчеркивает Платон, справедливый человек нисколько не отличается от справедливого государства, но, напротив, схож с ним. Трем началам (или частям) человеческой души — разумному, яростному и вожделеющему — аналогичны в государстве три схожих начала — совещательное, защитное и деловое, а этим последним соответствуют три сословия — правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев).Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того, справедливость требует, по Платону, соответствующей иерархической соподчиненности этих начал во имя целого: способности рассуждать (т.

е. философам, которые персонифицируют эту способность) подобает господствовать; яростному началу (т. е. воинам) — быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу, оба этих начала управляют началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами и другими производителями), которое «по своей природе жаждет богатства».Определяя полис как совместное поселение, обусловленное общими потребностями, Платон подробно обосновывает положение о том, что наилучшее удовлетворение этих потребностей требует разделения труда между гражданами государства.Для обоснования вводимой иерархии сословий большое значение Платон придавал распространению среди населения идеального государства «благородного вымысла» о том, что хотя все они — братья, но бог, вылепивший людей, в тех из них, кто- способен править, примешал при рождении золота, в их помощников — серебра, а в земледельцев и ремесленников — железа и меди.
е. воинам) — быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу, оба этих начала управляют началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами и другими производителями), которое «по своей природе жаждет богатства».Определяя полис как совместное поселение, обусловленное общими потребностями, Платон подробно обосновывает положение о том, что наилучшее удовлетворение этих потребностей требует разделения труда между гражданами государства.Для обоснования вводимой иерархии сословий большое значение Платон придавал распространению среди населения идеального государства «благородного вымысла» о том, что хотя все они — братья, но бог, вылепивший людей, в тех из них, кто- способен править, примешал при рождении золота, в их помощников — серебра, а в земледельцев и ремесленников — железа и меди.

Лишь в тех случаях, когда от золота родится серебряное потомство, а от серебра — золотое и т. д., допустимы переходы членов одного сословия в другое. Придуманный Платоном миф кончается предостережением, что государство погибнет, когда охранять его будет железный или медный страж.Чтобы стражи постоянно были на высоте своих задач, их быт и вся жизнь организуются на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма.

«Прежде всего, — подчеркивал Платон, — никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий». Необходимые припасы стражи получают от третьего сословия.

Живут и питаются стражи сообща, как во время походов.

Им запрещается не только пользоваться, но даже прикасаться к золоту или серебру.Решающее значение для идеального государственного устройства имеет, по Платону, введение для стражей общности жен и детей.

Женщины в идеальном государстве уравнены в правах и возможностях с мужчинами. Семьи в обычном смысле для двух первых сословий не существует.

Детей воспитывает государство.Вопросы регламентации брака, быта, собственности, труда, да и всей жизни людей третьего сословия Платон оставляет на усмотрение властей идеального государства.

Хотя члены этого сословия отстранены от управления государством, однако в принципе они являются свободными, а не рабами.Платон — против крайностей богатства и бедности, за умеренность, средний достаток. Весьма проницательно он подмечает политическое значение имущественного расслоения общества. Главное социально-экономическое отличие проектируемого идеального государства от всех прочих государств Платон видит в том, что в нем преодолен раскол на богатых и бедных, тогда как каждое обычное государство «представляет собою множество государств.

Как бы там ни было, в них заключены два враждебных между собой государства: одно — бедняков, другое — богачей; и в каждом из них опять-таки множество государств, так что ты промахнешься, подходя к ним как к чему- то единому».Идеальное государство Платона — справедливое правление лучших. Платон разделяет естественно-правовое положение Сократа, сформировавшееся в споре с софистами, о том, что законное и справедливое — одно и то же, поскольку в их основе лежит божественное (у Платона, кроме того, идеальное) начало.Правление философов и действие справедливых законов для Платона в «Государстве» — два взаимосвязанных аспекта единого идеального проекта.Идеальное государство как правление лучших и благородных — аристократическое государственное устройство.

Этот лучший тип государственного устройства, по Платону, можно назвать двояко: если среди правителей выделится кто-нибудь один, то правление будет царской властью, если несколько правителей, тогда это будет аристократия.Платон в «Государстве» верит в возможность практического осуществления своего проекта, хотя и признает трудности этого дела.

Но если даже идеальное государство будет создано на земле, оно все равно не будет вечным и в силу неизбежной порчи человеческой натуры сменится другими формами правления.

г Понимая изменения и смену различных общественно-государственных форм как круговращение внутри определенного цикла, Платон говорит о соответствии пяти видов государственного устройства (аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания) пяти видам душевного склада людей.Идеальному (аристократическому) государственному устройству Платон противопоставляет четыре других, характеризуя их в порядке прогрессирующей порчи государственности. Освещая весь этот цикл деградации, Платон создает цельную динамическую картину политической жизни и смены ее форм.Вырождение идеальной аристократии приводит к появлению частной собственности на землю и дома, делению людей на свободных и рабов.

Вместо разумного начала в государстве господствует яростный дух. Это — тимократия, под которой Платон имеет в виду критско-спартанский тип государственного устройства.

Такое государство будет вечно воевать.

Между тем война, по Платону, «главный источник частных и общественных бед». Особенно ненавистны ему войны между эллинами.Порча поглощенного войной и раздорами тимократического государства приводит — в результате скопления значительного богатства у частных лиц — к олигархии. Этот строй основан на имущественном цензе; у власти стоят богатые, бедняки не участвуют в правлении.

В неимущих зреет ненависть против алчных и никчемных богачей, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии.В целом демократию Платон расценивал как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления.

Равенство при демократии уравнивает равных и неравных.То, что в порочном государственном строе считают благом и к чему ненасытно стремятся (в тимократии — военные успехи, в олигархии — богатство, в демократии — свобода), именно это и губит данный строй. Другими словами, каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и злоупотреблений последним.Так, согласно Платону, демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде, и из нее вырастает ее продолжение и противоположность — тирания.

Другими словами, каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и злоупотреблений последним.Так, согласно Платону, демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде, и из нее вырастает ее продолжение и противоположность — тирания. Чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство. Тиран добивается власти как «ставленник народа».

Тирания — наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие.Ряд существенных политико-правовых проблем освещен Платоном в диалоге «Политик».

Политика — это, согласно Платону, царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. При таких данных у правителей, считал Платон, будет уже неважно, правят ли они по законам или без них. Во всех иных государствах, во главе которых нет истинных правителей, правление должно осуществляться через законы, представляющие собой

«подражания истине вещей, начертанные по мере сил сведущими людьми»

.Кроме образцового государства, правитель которого руководствуется истинным знанием, Платон выделяет здесь еще три вида правления (монархия, власть немногих и власть большинства), каждый из которых в зависимости от наличия или отсутствия законности делится надвое: законная монархия — это царская власть, противозаконная — тирания; законная власть немногих — аристократия, незаконная — олигархия; далее, демократия с законами и без законов.

Итого, вместе с истинным правлением, всего семь форм государства.Таким образом, принцип законности получает свое признание в платоновской схеме, хотя роль его не ведущая, а скорее вспомогательная.Воспроизводя свои обычные нападки против олигархии, демократии и тирании, Платон отмечает, что если все остальные виды государства основаны на законности, то демократия среди них оказывается наихудшим видом, если же все прочие беззаконны, то демократический вид оказывается наилучшим.В «Законах» Платон рисует «второй по достоинству» государственный строй.Основное отличие второго государства от первого, изображенного в «Государстве», состоит в следующем. 5040 граждан второго государства по жребию получают земельный участок и дом, которыми пользуются на правах владения, а не частной собственности. Надел считается общей собственностью государства.

Он переходит по наследству лишь к одному из детей.В зависимости от величины имущества граждане делятся на четыре класса. Предусматривается закон о пределах бедности и богатства.

Никто из частных лиц не имеет права владеть золотом или серебром. Ростовщичество запрещено. Исключается всякая роскошь.В число граждан (5040) не входят рабы и иностранцы, которые занимаются земледелием, ремеслами и торговлей.Одной из предпосылок платоновской конструкции второго по достоинству государства является допущение, что

«граждане будут снабжены достаточным по мере сил количеством рабов»

.Выступая за потребительское равенство, Платон подчеркивал, что «часть, предназначенная для господ, ничем не должна быть обильнее остальных двух частей, предназначенных для рабов, а равным образом и для чужеземцев.

Надо произвести разделение так, чтобы все части были вполне равны и в отношении качества».Быт второго государства, как и первого, пронизан стремлением повсюду насаждать единомыслие и коллективистские начала. Хотя индивидуальная семья признается, однако все дело воспитания регламентировано законами и находится в руках многочисленных должностных лиц. Женщины равноправны с мужчинами, хотя и не входят в число высших правителей.Политическими правами обладают только граждане.

Граждане равноправны, но сам принцип равенства трактуется Платоном аристократически — в виде требования «геометрического», а не простого «арифметического» равенства.

«Ибо для неравных, — отмечает Платон, — равное стало бы неравным, если бы не соблюдалась надлежащая мера»

.Во главе платоновского государства стоят 37 правителей, избираемых путем многоступенчатых выборов.

Возраст правителей колеблется от 50 до 70 лет. Стоять у власти можно не более 20 лет.

Полномочия правителей обширны, но они, прежде всего, «стражи законов».Значительной властью обладает выборный Совет из 360 членов (по 90 человек от каждого класса). Мельком упоминается о наличии народного собрания, причем к посещению его обязываются (под страхом наказания) лишь граждане первого и второго классов.

Для граждан третьего и четвертого классов посещение народного собрания не обязательно.

Предусматривается также избрание множества гражданских и военных должностных лиц.Все кандидаты на должности проходят докимасию — своеобразную проверку правомерности их претензий.Кроме перечисленных высших органов государства Платон предлагает создать еще один, по существу, надгосударственный орган — особое «ночное собрание» из 10 самых мудрых и престарелых стражей, которым вручается судьба государства.Платон в «Законах» различает два вида государственного устройства: один — где над всем стоят правители, другой — где и правителям предписаны законы. Речь при этом идет о справедливых законах — «определениях разума», установленных ради общего блага всего государства в целом, а не какой-то ограниченной группы, захватившей власть.

«Мы признаем, — пишет Платон, — что там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях, и то, что считается там справедливостью, носит вотще это имя»

.Платон рекомендует законодателю придерживаться умеренности, ограничив, с одной стороны, власть правящих, с другой — свободу управляемых.

Учету подлежат также география местности, климат, почва и т. п.

«И невозможно, — подчеркивал Платон, — устанавливать законы вразрез с местными условиями»

. Большое значение он придает разработке и изучению науки о законах:

«Ведь из всех наук более всего совершенствует человека, ими занимающегося, наука о законах»

.В проекте второго по достоинству государства основная ставка делается на детальные и суровые законы, которые скрупулезно и жестко регламентируют публичную и частную жизнь людей, определяя распорядок дня и ночи.Во имя незыблемости законов Платон объявляет войну всякого рода новшествам, идущим от поэтов, произвольных изменений в детских играх, сношений с другими государствами.На страже законов стоит правосудие.

Всякое государство, замечает Платон, перестает быть государством, если суды в нем не устроены надлежащим образом.

Правосудие, однако, не является в его понимании какой-то самостоятельной властью и обособившейся государственной структурой. Каждый правитель в определенных случаях выступает как судья. К общему отправлению правосудия должны быть, по его мнению, причастны и все граждане государства.

Платон выступает за активность суда, считая безгласного судью плохим отправителем правосудия.

Предусматривается защита по делам.Существенное значение Платон придавал идеологической обработке населения проектируемого государства путем внушения ему представлений о божественности и незыблемости учреждаемых порядков и законов, суровых загробных карах за их нарушение и т. д. Комплекс философско-мифологических воззрений, которые должны быть внушены населению, предстает, по существу, в виде общеобязательной государственной религии, нацеленной на достижение единомыслия граждан и упрочение социально-политического строя и законопорядка проектируемого государства.

Поделитесь на страничке

Учение о законах

Большое внимание Платон уделял вопросу о законе, являющемуся одним из главнейших во всей его системе политических взглядов. Платон связывает понятие закона со справедливостью. Закон есть то, что устраивает всех людей, делает их жизнь в сообществе друг с другом вполне приемлемой:

«Людям необходимо установить законы, иначе они ничем не будут отличаться от самых диких зверей»

.

Платон считал, что закон и порядок понятия тождественные.

Закон — основная опора, на которой держится государство. Защищая интересы граждан, он все-таки высшей целью имеет благо государства Сафонов В.Н. Политические взгляды Платона.

// Социально-политический журнал.

1998. № 3. С. 198-199. Закон должен быть выше правителей, являющихся лишь слугами закона: «Не ради нового словца, назвал я сейчас правителей служителями законов: я действительно убежден, что спасение государства зависит от этого больше, чем от чего-то иного.

В противном случае государство гибнет. Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью.

Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, которые только могут даровать государствам боги». Однако Платон не абсолютизирует роль закона, так как и последний имеет пределы, обусловленные ограниченностью ситуаций, которые он должен регулировать, и спецификой исторической эпохи, когда этот закон был целесообразен.

Человеческий разум должен стоять выше закона и в случае необходимости корректировать его или заменять на новый. Никому, под страхом смертной казни, не позволяется нарушать закон.

Платон указывает два средства, с помощью которых законы выполняются: убеждение и сила. При этом отмечает, что законодатели часто забывают про первое и злоупотребляют вторым. С помощью убеждения государство должно кропотливо и систематически воспитывать у своих граждан такую способность, как умение подчиняться Там же.

«Повиновение законам есть первая и самая священная обязанность каждого гражданина; все правительственные лица должны быть только слугами и исполнителями закона»

Клеванов А. Обзор философской деятельности Платона и Сократа по Целлеру / Под.

ред. А. Клеванова. М., 1861. С.

259. Платон говорит, что граждане обязаны повиноваться законам не слепо, а с полным сознанием их разумности, пользы и даже необходимости. Способность подчиняться философ ставит выше умения властвовать.

Право менять закон Платон представляет властителям. И хотя философ неоднократно подчеркивает мысль о том. Что закон должен быть полезным прежде всего для государства, т.

е. соблюдать интересы всех граждан, он понимает, что осуществить это очень трудно, так как при каждом правлении устанавливаются законы, выгодные правителям Сафонов В.Н. Политические взгляды Платона.

// Социально-политический журнал. 1998. № 3. С. 198-199. Платон различает правильные и неправильные законы.

«Правильны лишь те законы, которые установлены ради общего блага всего государства в целом, а не какой-то узкой властвующей группы. В последнем случае, согласно Платону, и вовсе государственная организация жизни» Нересянц В.С.

Политические учения Древней Греции. М., Наука. 1989. С. 160.

«Мы признаем, что там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях»

. В «Законах» Платон основную ставку делает на детальные и суровые законы, которые скрупулезно и жестоко регламентируют публичную и частную жизнь людей, определяя распорядок дня и ночи.

Существенное значение придается идеологической обработке проектируемого государства путем внушения представлений о божественности и незыблемости учрежденных порядков и законов, суровых, загробных карах за их нарушение и т.п.» Кондрашова Г.А. Теория и практика античной демократии: методические указания.

Новосибирск.:1994. С. 16-17. Последние две книги «Законов» наполнены множеством правил относительно осуществления гражданских прав и обязанностей.

Так, закон должен взять право доведения в сои руки и определить собственности, «не слушая вопля умирающих».

Сироты — «наисвященнейшие залоги» — должны пользоваться покровительством государства.

При «несовместимости характеров» мужа и жены, они должны, они должны быть разводимы. Колдовство наказывается смертью. В стране не должен быть терпим ни один нищий.

Ни один человек, моложе сорока лет, не может путешествовать за границей.

Трупы должны быть выставляемы в течение трех дней до погребения, с целью узнать действительно ли они безжизненны. Должностные лица обязаны отдавать ежегодный отчет в своей службе перед известными публичными, следователями». Последние должны быть тщательно избираемы и, если окажутся того достойными, должны пользоваться особым почетом в течение жизни, а по смерти торжественными публичными похоронами, не сопряженными с горем и жалобами; тело следует облечь в белую одежду; хоры юношей и мужчин должны воспевать похвалы покойникам, и на их могиле должны происходить ежегодно состязания в музыке и гимнастике Клифтон К.

Платон в изложении Клифтона Коллинза. С.-Пб., 1871. С. 181. В. Соловьев считает, что в «законах» Платона, «.

на главном месте — варварское уголовное право с квалифицированной смертной казнью, с карательными преследованиями чародеев и заклинателей, с возмутительно-несправедливыми отдельными законами, например, теми, которые рабу, не донесшему властям о замеченных им нарушениях общественного благочиния посторонними лицами, грозит смертной казнью. Но прямое принципиальное отречение Платона от смысла его жизни, связанной с делом Сократа, заключается в тех законах, которыми назначается казнь всякому, кто стал бы критиковать принятые уставы и положения, как по отношению к богам, так и по отношению к порядку общежития» Творения Платона пер. с греч. / Под. ред. В. Соловьева.

— М., 1899. Т.1. С. 29-30. Платон, подобно Сократу, признавал невозможным сознательное заведомое совершение зла. Дурные поступки являются последствием незнания, так как, зная блага, человек не может стремиться к злу. Само же незнание может иметь различные причины, и поэтому выделяют три его различных вида.

Во-первых, это может быть неведение, случайная, невинная ошибка.

Во-вторых, — незнание, соединенное с нежеланием искать знания или самонадеянным признанием своего неведения знанием.

В-третьих, незнание, обусловленное затемнением разума аффектом или чувственным вожделением. Уголовная ответственность, по мнению Платона, наступает только за поступки, подходящие под вторую и третью категории, причем для преступлений, обусловленных затемнением разума под влиянием чувственных вожделений, он требует более строго наказания, чем для совершенного под влиянием аффекта Коркунов Н.М.

История философского права. С.-Пб., 1898. С. 40-41. В «Законах» Платон формулирует актуальный и по сей день принцип неотвратимости наказания за совершенное преступление.

«Вообще никто никогда не должен оставаться безнаказанным за какой бы то ни было поступок, даже если совершивший его бежал за пределы государства»

.

К видам наказания он относит: смерть, тюремное заключение, палочные удары, унизительные места для сидения и стояния или стояние возле святилищ на окраине страны; либо наказанием должна быть денежная пеня. Цель уголовного наказания. По учению Платона о законах, заключается в предупреждении повторения преступлений.

Наказание налагается не ради совершившегося преступления, а ради предупреждения их повторения в будущем. Наказание приводит к достижению этой цели трояким способом:

  1. 1) исправлением самого преступника, для которого оно является как бы лекарством, исцеляющим его нравственный недуг;
  2. 3) избавлением государства от опасного, вредного члена.
  3. 2) устранением влияния дурного примера на сограждан;

Наказание вообще не налагается с тем, чтобы причинить зло наказываемому; напротив, оно или исправляет его, или препятствует ему сделаться еще хуже.

Если же наказываемый неисправим, его подвергают смерти.

Наказание не должно распространяться на семью. Однако, если сразу и отец, и дед, и прадед были осуждены на смерть, правнуки подвергаются изгнанию.

В «Законах» Платона большинство преступлений карается смертной казнью.

«А за оскорбление богов, родителей и государства Платон помимо смерти предлагает еще и вечные муки»

Щербаков А.И.

Древнегреческая философия эпохи классики.

Краснодар, 1994. Ч.II. С. 47.

Существуют преступники «неизвинимые»: осквернитель храмов, изменник или заговорщик, желающий стать тираном и намеренно проливающий невинную кровь; все они должны подвергаться крайнему наказанию.

«Платон различает неодинаковые роды человекоубийства; в некоторых случаях достаточною карою он признает пеню; в других изгнание; отцеубийце же он назначает более страшную казнь: тот должен быть умерщвлен по суду; тело его должно быть выставлено на соединение трех дорог, а затем брошено на окраину дороги; «

преступник, уничтоживший жизнь, которая должна бы была быть ему дороже чем чья-либо, именно собственную», должен быть похоронен один в пустоши, без указания места его погребения могилою или памятником» Клифтон К. Платон в изложении Клифтона Коллинза.

С.-Пб., 1871. С. 179-180. В диалоге «Законы», последнем своем произведении, Платон изображает «второй по достоинству» государственный строй, приближая последний к реальной действительности греческих полисов. Этот строй, сохраняя некоторые черты, роднящие его в «Государстве» (равноправие женщин и мужчин, общественное воспитание детей и т. п.), именно и свои отличительные особенности:

  1. 1. Допускается частная собственность (кроме земельной) и индивидуальная семья;
  2. 4. Предусматривается «смешанная» форма правления, сочетающая в себе элементы демократии, (выборы большинством голосов) и монархии (замещение должностей по заслугам и достоинству).
  3. 3. Производственные потребности земледелия предполагается полностью обеспечить за счет рабов;
  4. 2. Деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу;

Основную ставку Платон делает на детальные и суровые законы, которые скрупулезно и жестко регламентируют публичную и частную жизнь людей, определяя распорядок дня и ночи Кондрашова Г.А.

Теория и практика античной демократии: методические указания. Новосибирск: 1994. С. 16. В «Государстве» Платон наделял правителей абсолютной властью и ставил их выше всяких законов, потому что предполагал в них философское образование, открывающее доступ к истине.

«Законы» являются более подробным политическим проектом, и это объясняется крайним недоверием Платона к людям и его стремлением все предусмотреть и предначертать.

Он хочет связать волю правителей и граждан законодательством, которое должно быть строго охраняемо от всяких нововведений. Вместо абсолютного правления философов, Платон предлагает неизменное законодательство, написанное философом для безусловного исполнения Новгородцев П.И. Сочинения М.: Раритет, 1995. С.

282. Хотя «Законы» и являются проектом, наиболее приближенным к действительности, Платон и здесь остается чистым идеалистом.

«Хотя он имел в виду представить устройство, приспособленное к человеческой природе, однако и здесь свобода вполне приносится в жертву общественной цели»

Чичерин Б.Н.