Главная - Нотариат - Отказ в разделе земельного участка основания

Отказ в разделе земельного участка основания


Правовые конфликты при разделе земельных участков


Автор PPT.RU 4 сентября 2013 Межи да грани, ссоры да брани Нередко на территории бывшего крупного предприятия объекты недвижимости принадлежат разным лицам, но землепользование осуществляется совместно, при этом конкретное право на землю либо не установлено, либо это право постоянного пользования или аренды в отношении всей общей территории со множественностью лиц на стороне правообладателей. КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО Сколько бы ни длилось подобное положение дел, рано или поздно появляется необходимость разграничить территорию. Отчасти эта необходимость продиктована законодательством (переоформление права постоянного (бессрочного) пользования), отчасти — деловыми интересами собственников объектов (к примеру, разработан план реконструкции и развития предприятия, для чего требуется некий пространственный ресурс). Именно в этот момент и возникают правовые конфликты.

За редким исключением они разрешаются в суде, как то и предусмотрено действующим законом (пункты 6 и 8 и пункт 1 ; далее — ЗК РФ). Практическое осуществление принудительного раздела земельных участков обладает рядом особенностей, в том числе процессуальных. Игнорирование этих особенностей повышает риски как для лица, которое формирует участок для себя (его действия могут быть оспорены), так и для лица, пытающегося оспорить формирование чужого участка ( предъявление неправильного иска приведет к потере времени).

Объект исключительного права , закрепляя исключительные права за собственниками объектов недвижимости, связывает реализацию этих прав с представлением в уполномоченный орган власти кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка. ЗК РФ не дает точного определения

«находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости»

, в отношении которого действует исключительное право.

Насколько этот участок может быть велик? Следует ли считать, что такой участок уже есть, если он охватывает территорию в несколько гектаров, на которой расположено много принадлежащих разным собственникам объектов? В абзаце втором пункта 7 статьи 36 ЗК РФ говорится о том, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), а также естественных границ земельного участка.

Вместе с тем это правило применяется, только

«если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке»

. Буквальное прочтение заставляет подумать, что любой прошедший кадастровый учет земельный участок является участком, подразумеваемым абзацем вторым пункта 7 статьи 36 ЗК РФ.

Эту норму нельзя рассматривать в отрыве от пунктов 1 — 4 статьи 36 ЗК РФ, а также без учета принципа единства судьбы, закрепленного : фактически в законе воплощен подход «один объект — один участок».

Следовательно, наличие государственного или муниципального участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие разным собственникам недвижимости, не означает исчерпания исключительного права у кого-либо из этих лиц.

Объект исключительного права — та часть поверхности земли, непосредственно на которой расположен объект, находящийся в частной собственности .

В этом смысле исключительное право является уточнением общего подхода, воплощенного в и (далее — ГК РФ) и , что согласуется и с позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 24.03.2005 N 11

«О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»

(пункт 13). Например, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (далее — ФАС СЗО) пришел к выводу, что даже при наличии прошедшего кадастровый учет участка, на котором расположены объекты разных собственников, соответствующий орган власти обязан выдать и утвердить заявителю схему границ для образования участка именно под его объектом:

«Примерная схема раздела (выдела) земельного участка должна быть утверждена органом местного самоуправления»

. По логике суда, схема является именно примерной исходя из последовательности действий, установленной Законом: администрация выдает только схему, собственник сам осуществляет кадастровый учет, а предоставление участка происходит лишь при наличии кадастрового паспорта (Постановление ФАС СЗО от 20.05.2010 по делу N А05-10878/2009).

Аналогичная позиция высказана в Постановлениях ФАС СЗО от 22.02.2011 по делу N А66-3535/2010 и от 29.03.2011 по делу N А26-4736/2010. Конкуренция исключительных прав Исключительное право при наличии общего участка сохраняется у каждого собственника объекта (объектов). Обязанность органа власти выдать схему и предоставить участок остается в силе также в отношении каждого собственника, даже если только один из них решил сформировать свой участок.

В соответствии с пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ выполнение кадастрового учета земельного участка при реализации своего исключительного права обеспечивается собственником объекта.

Это подразумевает, что он обязан исполнить и предписание пункта 3 статьи 38 и статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», то есть согласовать границы участка. При конкуренции исключительных прав собственники объектов не имеют приоритета друг перед другом и должны руководствоваться общими нормами законодательства, требующими получения согласия землепользователей, землевладельцев и иных заинтересованных лиц.

При конкуренции исключительных прав собственники объектов не имеют приоритета друг перед другом и должны руководствоваться общими нормами законодательства, требующими получения согласия землепользователей, землевладельцев и иных заинтересованных лиц. Суды при этом проявляют гибкость при определении лиц, согласие которых необходимо получить.

Как правило, собственники объектов, расположенных на том же участке, признаются такими лицами даже тогда, когда они не являются ни землепользователями, ни землевладельцами, ни арендаторами.

Соответственно, необходимо принимать во внимание фактическое землепользование собственников объектов и согласовывать с ними границы.

Основанием для этого являются общие нормы как ГК РФ (статьи 271 и 552), так и ЗК РФ (статья 35), признающие права на землю за собственниками объектов независимо от степени их формализованности, а также само исключительное право. Суд кассационной инстанции указал, что приобретение объекта недвижимости порождает права на землю в силу закона, поэтому собственник объектов — заинтересованное лицо:

«Поскольку общество является собственником объектов недвижимости, расположенных на сформированном земельном участке, неверен вывод суда об отсутствии оснований для отнесения заявителя к лицам, права которых могут быть затронуты проведением работ по межеванию объекта землеустройства»

(Постановление ФАС СЗО от 18.12.2009 по делу N А13-3182/2009).

В другом Постановлении кассационная инстанция сделала вывод, что формирование участка без согласования с собственниками других объектов, расположенных на общем участке, «противоречит требованиям статьи 11.2 ЗК РФ и нарушает законные права и интересы заявителя на участие в процедуре определения границ земельного участка, выделяемого из земельного участка. которым заявитель пользуется совместно с другими владельцами расположенных на нем объектов недвижимости» (Постановление ФАС СЗО от 13.11.2010 по делу N А66-14778/2009).

Аналогичная позиция высказана в Постановлениях ФАС СЗО от 22.02.2011 по делу N А66-3535/2010 и от 29.03.2011 по делу N А26-4736/2010.

Вместе с тем нельзя дать однозначный ответ на вопрос о том, обязательно ли согласовывать раздел участка со всеми собственниками объектов недвижимости.

По-видимому, критерием необходимости согласования может служить тесная связь между формируемым участком и сторонними объектами: примыкание, наличие потенциальных смежных границ, использование участка для прохода и проезда, необходимость доступа к коммуникациям и т.п. В любом случае следует признать, что, по логике судов, в ситуации, когда есть прошедший кадастровый учет общий участок, с формальной точки зрения в силу статьи 35 ЗК РФ и все собственники объектов являются лицами, упомянутыми в пункте 4 статьи 11.2 ЗК РФ, и согласование с ними обязательно. Игнорирование собственников соседних объектов недвижимости при подготовке проекта границ своего участка и межевого дела является частой ошибкой.

Следующий за этим отказ в утверждении схемы границ или в постановке участка на кадастровый учет заинтересованный собственник пытается оспорить как незаконное действие органа власти, но, как правило, безрезультатно, поскольку отсутствие согласования собственников других объектов недвижимости является оправдывающим обстоятельством.

«Администрация обоснованно не утвердила схему земельного участка, который заявитель намерен образовать под принадлежащим ему на праве общей долевой собственности зданием в результате выдела из уже сформированного земельного участка, поскольку схема не согласована со всеми собственниками объектов недвижимости, расположенных на указанном участке»

(Постановление ФАС СЗО от 22.02.2011 по делу N А66-3535/2010).

Досудебный порядок Как правило, сначала предпринимаются попытки получить добровольное согласие заинтересованных лиц на раздел участка по предлагаемой схеме. Но иногда возникают ситуации (чаще всего связанные с затяжным соседским конфликтом), когда очевидно, что добровольного согласия не будет.

Необходимо ли пытаться получить такое согласие в любом случае или можно сразу обращаться в суд?

Формулировки пунктов 4, 6 и 8 статьи 11.2 ЗК РФ при буквальном прочтении не позволяют сделать однозначный вывод о необходимости соблюдения досудебного порядка.

Эти нормы следует анализировать в совокупности со , которая устанавливает, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Установить, что существует спор, до отказа разделить участок добровольно (или игнорирования обращения), невозможно.

Кроме того, отсутствие досудебного порядка противоречило бы принципам процессуальной экономии и заставляло бы суды подменять собой административные органы. По моему мнению, необходимо соблюдать досудебный порядок получения согласия на раздел участка. Ни в законодательстве, ни в судебной практике тем не менее нет однозначного и последовательного подхода, в том числе и к форме осуществления этой стадии.

Досудебный порядок в соответствии с нормами рассматривается как обязательный при реализации исключительного права (то есть при обращении за выкупом или получением в аренду участка).

«Довод заявителя о несоблюдении истцами досудебного порядка разрешения спора отклоняется окружным судом, так как из документов видно, что истцы обращались в администрацию с требованиями о предоставлении земельного участка под одним и тем же объектом недвижимости»

(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.04.2007 по делу N А17-666/14-2006). При разрешении вопросов о разделе участков четко сформулированной позиции по поводу досудебного порядка нет. В ряде случаев суды исследуют это обстоятельство (например, решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.02.2010 по делу N А56-61462/2009).

Чаще всего суды ссылаются на необходимость установить наличие препятствия к осуществлению исключительного права, что неравнозначно досудебной стадии, поскольку наличие препятствий может подкрепляться иными доказательствами. Суды

«верно отметили, что, исходя из системного анализа норм статьи 11.2 ЗК РФ и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, образование земельного участка в судебном порядке производится в случае препятствия заинтересованному лицу в формировании земельного участка»

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.07.2010 по делу N А46-23997/2009). Исковое производство Порядок реализации исключительного права, предусмотренного статьей 36 ЗК РФ, включает в себя как действия административных органов, так и стадии, не относящиеся к управленческим отношениям.

В зависимости от того, на каком именно этапе возникли препятствия, необходимо предъявлять либо заявление о признании незаконными действий или бездействия органов власти, либо исковое заявление о разделе участка.

Важно верно понять правовую природу препятствия, поскольку суды пресекают попытки решить имущественный спор (спор о границах) в рамках оспаривания административных действий или бездействия.

Иск о разделе необходимо предъявлять, если собственники соседних объектов или иные согласующие лица, помимо властных органов, не дают согласия на раздел участка (возник спор о границах). Если есть спор о границах, оспаривание действия или бездействия органов власти производится также в рамках искового производства.

Оспаривать действия или бездействие можно тогда, когда препятствие представляет собой нарушение властным органом правил , и других законодательных актов: например, заявление о выдаче схемы границ долго не рассматривается, выдана схема границ, не удовлетворяющая обоснованным потребностям собственника объекта, орган власти уклоняется от заключения договора после предоставления кадастрового паспорта участка либо неверно рассчитал выкупную стоимость.

Оспаривать действия или бездействие можно тогда, когда препятствие представляет собой нарушение властным органом правил , и других законодательных актов: например, заявление о выдаче схемы границ долго не рассматривается, выдана схема границ, не удовлетворяющая обоснованным потребностям собственника объекта, орган власти уклоняется от заключения договора после предоставления кадастрового паспорта участка либо неверно рассчитал выкупную стоимость.

Также допустимо оспаривать акты об утверждении схем границ для собственников других объектов (в этом случае, однако, велика вероятность выявления спора о праве). В одном из дел общество оспаривало действия администрации по выдаче собственнику соседнего объекта схемы границ участка: участок для объектов общества накладывался на испрашиваемый участок.

Также по испрашиваемому участку осуществлялся проезд к объектам общества. Общество в обоснование минимально необходимой площади представило заключение эксперта и схему границ. В свою очередь, собственник других объектов представил свою схему, где обществу выделялся меньший участок.

«Указанное, как верно отметил суд апелляционной инстанции, свидетельствует о наличии спора. относительно границ земельного участка, схема которого утверждена оспариваемым распоряжением» (Постановление ФАС СЗО от 13.11.2010 по делу N А66-14778/2009).

Установив, что между сторонами фактически имеется спор о границах, суд констатирует, что данное обстоятельство не может быть положено в основу признания незаконными действий или бездействия административных органов.

«Поскольку соарендатор спорного земельного участка, не извещенный надлежащим образом о межевании спорного земельного участка, не согласовал раздел этого участка, у суда отсутствовали основания для признания незаконным оспариваемого решения Управления Росимущества»

об отказе в согласовании проекта раздела земельного участка (Постановление ФАС СЗО от 23.06.2009 по делу N А26-3155/2008).

При рассмотрении споров о разделе участка у судов и сторон часто возникают сомнения относительно того, какое именно лицо надлежит привлекать в качестве ответчика: публичного субъекта как собственника земли, конкретное лицо, отказывающееся согласовать раздел, или всех вместе. Ответчиком должно выступать

«лицо, привлеченное к участию в деле в связи с заявлением истца о том, что таким лицом оспариваются или нарушаются принадлежащие истцу права»

(Постановление ФАС СЗО от 05.02.2010 по делу N А56-57940/2008). Между истцом и ответчиком должен существовать спор по поводу какого-либо имущества, реализации прав или исполнения обязанностей.

Реализация принадлежащего собственнику объекта исключительного права (статья 36 ЗК РФ) путем раздела участка требует согласия как собственника (публичного субъекта), так и других заинтересованных лиц (пункт 4 статьи 11.2 ЗК РФ).

Тот, кто не дает согласия, и становится ответчиком.

С учетом смысла статьи 36 ЗК РФ и того факта, что на разделяемом земельном участке расположены находящиеся в частной собственности объекты недвижимости, у публичного субъекта отсутствуют права как-либо иначе распорядиться земельным участком, кроме предоставления его в собственность или в аренду собственникам объектов.

Поэтому часто при разделе уже существующего участка публичный субъект не занимает активной позиции. Раздел такого участка не повлечет нарушения или существенного изменения прав публичного субъекта.

Тем не менее после раздела у публичного субъекта возникнет обязанность сдать вновь образованный участок в аренду или продать его в рамках реализации исключительного права собственника объекта. Поэтому публичного субъекта как собственника разделяемого земельного участка в силу необходимо привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Если публичный субъект имеет собственные возражения против предлагаемого раздела участка или немотивированно уклоняется от согласования, его следует привлекать в качестве ответчика (соответчика).

Надлежащее требование Стремящийся к разделу участка собственник объекта для защиты своих прав и законных интересов вправе обратиться в суд с требованием, удовлетворение которого восполнит нарушенное право. Устранение нарушения и создание условий, при которых исключительное право собственника может быть реализовано, являются критериями при выборе предъявляемого требования. Хотя пунктом 4 статьи 11.2 ЗК РФ предусмотрена необходимость при образовании участка в общем порядке получить согласие правообладателей на земельный участок, ни названные, ни иные нормы гражданского или земельного законодательства не устанавливают обязанности арендатора участка или иного правообладателя давать такое согласие.

Равным образом отсутствуют нормы, которые позволяли бы суду понудить правообладателя дать такое согласие. Именно судебное решение является основанием для образования (раздела) земельного участка (пункт 6 статьи 11.2 ЗК РФ), поэтому собственник объекта вправе обратиться в суд с требованием об образовании (разделе) земельного участка. Аналогичным образом положения пункта 6 статьи 11.2 ЗК РФ истолкованы Министерством экономического развития Российской Федерации, в ведении которого находится регулирование кадастрового учета:

«Заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с требованием об образовании земельного участка без согласия правообладателя (собственника, землепользователя, землевладельца, арендатора, залогодержателя) исходного земельного участка»

(письмо от 09.09.2009 N Д23-2937).

Фермерское хозяйство обратилось с иском к смежному землепользователю о согласовании в процессе межевания границ земельного участка, формируемого для реализации исключительного права истца. Суд признал данную формулировку исковых требований некорректной, поскольку закон не предусматривает принудительного согласования.
Суд признал данную формулировку исковых требований некорректной, поскольку закон не предусматривает принудительного согласования.

При этом кассационная инстанция указала, что

«из содержания искового заявления и материалов дела следует, что имеет место спор о праве на земельный участок и некорректность формулировки исковых требований не может являться основанием для отказа в иске»

. Орган, осуществляющий кадастровый учет, и собственник земли (муниципальное образование) были привлечены в качестве третьих лиц (Постановление ФАС СЗО от 21.01.2009 по делу N А56-4250/2008).

Обоснование требования Нормативные требования к образуемым в результате раздела участкам перечислены в . Это соблюдение предельных размеров, сохранение возможности использования участка по назначению, отсутствие изломанности границ и т.п.

Раздел земельного участка может быть проведен различными способами. Собственнику объекта необходимо доказать два основных обстоятельства: а) предлагаемый им способ раздела соответствует нормативным требованиям; б) предлагаемый им способ раздела обеспечивает эксплуатацию его объекта и не ущемляет прав других лиц (например, ФАС Центрального округа в Постановлении от 26.01.2010 по делу N А14-7169/2009/174/10 указывает, что создание препятствий для эксплуатации чужих объектов является существенным обстоятельством, требующим оценки суда при рассмотрении споров о разделе участков).

Как правило, оценке подлежат следующие обстоятельства: 1) соблюдение установленных регламентами требований к минимальным и максимальным размерам участков; 2) обеспечение возможности проезда к объектам, расположенным на участке; 3) отсутствие наложения границ участка с границами других участков, а также муниципальных образований, функциональных зон; 4) включение в состав участка территорий общего пользования; 5) обеспечение при разделе участка действительной возможности эксплуатации объектов по их назначению; 6) сохранение целевого назначения и разрешенного использования образующихся в результате раздела участков.

Доказательствами выступают проекты границ и заключения экспертных организаций.

Помимо этого, судами в обоснование раздела принимаются аргументы о сложившемся порядке использования земельного участка (фактическом землепользовании).

Напротив, несоответствие предлагаемого проекта раздела фактическому землепользованию может служить препятствием к удовлетворению требования.

«Проект раздела спорного земельного участка не содержит правового обоснования размера земельного участка по правилам пункта 3 статьи 33 ЗК РФ; доказательства определения границ с учетом фактического землепользования в материалах дела отсутствуют» (Постановление ФАС СЗО от 18.12.2009 по делу N А13-3182/2009).

«Проект раздела спорного земельного участка не содержит правового обоснования размера земельного участка по правилам пункта 3 статьи 33 ЗК РФ; доказательства определения границ с учетом фактического землепользования в материалах дела отсутствуют»

(Постановление ФАС СЗО от 18.12.2009 по делу N А13-3182/2009).

Аналогичные доводы приведены в Постановлении ФАС СЗО от 23.06.2009 по делу N А26-3155/2008.

Заключение При разделе общей территории на отдельные участки незаинтересованных лиц, как правило, не бывает.

Собственнику объекта недвижимости, формирующему участок под ним для последующего приобретения прав, необходимо помнить, что в зависимости от текущей ситуации с оформлением земельных отношений количество согласований проекта границ может быть различным.

В любом случае неполучение согласований собственников соседних объектов недвижимости может привести к отказу в формировании участка и судебному спору. Если же участок формируется путем раздела существующего участка, принадлежащего разным лицам на том или ином праве, необходимо получить согласие всех этих лиц, в том числе собственников не только соседних, но и отдаленных объектов.

Неполучение согласия позволяет обратиться в суд с иском о разделе участка.

При возникновении спора о разделе участка процессуальный риск оставления иска без рассмотрения можно снизить путем соблюдения досудебной стадии — обращением за разделом участка в добровольном порядке. Это обращение должно позволять однозначно установить адресата и адресанта, а также конкретный предлагаемый вариант раздела участка.

Халимовский Ю.А., старший юрист юридической компании «Пепеляев групп». Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить!

Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

: НОВОСТИ ЮРИСТУ: СТАТЬИ Подпишитесь на ежедневную рассылку Каждый будний день мы будем отправлять вам всё, что было опубликовано вчера Вы ничего не пропустите! Подписаться Подписывайтесь на наш канал в Telegram Мы расскажем о последних новостях и публикациях.

Читайте нас, где угодно. Будьте всегда в курсе главного! Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен Узнавайте важные новости вовремя!

Сделано в Санкт-Петербурге © 1997 — 2020 PPT.RU Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях его функционирования . Если вы не согласны, пожалуйста, покиньте сайт. Ошибка на сайте Удаление аватара Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Выход Вы уверены, что хотите выйти?

Правила, принципы и этапы раздела земельного участка

Любой земельный участок сельхозназначения, находящийся в пользовании, может являться делимым либо неделимым, так как у каждого могут иметься свои нюансы, виды и особенности. Данные о том, возможно ли оформление раздела того или иного единого участка, как правило, содержатся в его ранее зарегистрированном градостроительном плане, составление и получение которого является обязательным.

Главным правилом раздела участка, помимо установленных законом нормативов по размерам, является и необходимость прохождения государственного учета на образовавшиеся участки и их виды, после их выдела, осуществленного и учтенного ранее. Одним из главных принципов раздела участка является то, что прежний участок должен прекратить свое существование после выдела новых в реальном времени. При этом право собственника ранее существовавшего участка сохраняется в отношении новых участков, полученных в результате выдела.

Если ранее существовавший участок находился в общей долевой собственности, например, совместно нажитого имущества супругами, участники вправе оформить договор, установив особые условия, требования и принципы перехода прав долевой собственности.

Договор подлежит обязательной регистрации, иначе может быть выдан отказ.

Законом РФ предусмотрено несколько этапов раздела земли и выдела из нее новых участков.

Первым этапом является получение согласия от других владельцев, если участок находится в совместно долевой собственности. Их отказ делает невозможной дальнейшую процедуру раздела.

Второй этап включает в себя саму процедуру раздела единого участка сельхозназначения, а также согласование и процесс выдела новых. Третий этап является заключительным и состоит в государственной регистрации прав долевой собственности владельцев.

Статья 11.4. Раздел земельного участка

Отменяя решение суда первой инстанции и апелляционное постановлении и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд округа, руководствуясь положениями , Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», , , , , Земельного кодекса Российской Федерации, установив, что исходный земельный участок (с кадастровым номером 26:12:010402:447) площадью 2194 кв.

м разделен на два земельных участка: площадью 982 кв.

м (кадастровый номер 26:12:010402:1957) и площадью 1212 кв.

м (кадастровый номер 26:12:010402:1958), что не позволяет сделать вывод о сохранении какой-либо части исходного участка, пришел к выводу о том, что при регистрации права и обременения только в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:12:010402:1957, не будут соблюдены положения и Закона N 122-ФЗ, в связи с чем, признал соответствующим закону оспариваемый отказ Управления.

м (кадастровый номер 26:12:010402:1958), что не позволяет сделать вывод о сохранении какой-либо части исходного участка, пришел к выводу о том, что при регистрации права и обременения только в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:12:010402:1957, не будут соблюдены положения и Закона N 122-ФЗ, в связи с чем, признал соответствующим закону оспариваемый отказ Управления. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением случаев, указанных в и Земельного кодекса Российской Федерации, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами . При указанных обстоятельствах, руководствуясь , , , Земельного кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований общества.

Разрешая заявленные требования, суды, руководствуясь положениями , , , Гражданского кодекса Российской Федерации, , , Земельного кодекса Российской Федерации, разъяснениями пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73

«Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды»

, с учетом обстоятельств, установленных по арбитражному делу N А55-20749/2013, установив, что спорный земельный участок кадастровый номер 63:08:0105050:1160 был образован из земельного участка с кадастровым номером 63:08:0105050:15, ранее принадлежавшим ОАО «Строительно-монтажное управление N 6» на праве постоянного (бессрочного) пользования, пришли к выводу о том, что с момента приобретения права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные на спорном земельном участке, ИП Красильников С.В. приобрел право постоянного (бессрочного) пользования соответствующей частью земельного участка, необходимого для размещения и эксплуатации, принадлежащих ему объектов недвижимости. В силу , названного кодекса при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в и , и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки. Удовлетворяя заявленные требования, суды, руководствуясь положениями , , , , , , , Земельного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, исходили из того, что предприниматель Леонтьев В.А., купив спорный объект недвижимости, приобрел и право на использование соответствующей части земельного участка, занятой им и необходимой для его использования, а также на оформление этого права в установленном порядке.

Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее — образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным от 21 июля 1997 г.

N 122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

, за исключением случаев, указанных в и ЗК РФ, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами ( ЗК РФ). Земельного кодекса Российской Федерации, закрепляющей общее правило, согласно которому при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование ; при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки . При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование.

При этом при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (, Земельного кодекса Российской Федерации).

При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование. При этом при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (, Земельного кодекса Российской Федерации).

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по ЗК РФ

  1. «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками»
  2. «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации»
  3. «Об обеспечении надежного функционирования Единой системы газоснабжения при осуществлении открытым акционерным обществом «Газпром» мер по совершенствованию своей структуры»

Что происходит при разделе земельного участка?

Все обязательные условия разделения участка прописаны в .

В результате выполнения процедуры осуществляется , а площадь, которая была изначально, перестает существовать. Исключением являются садовые и огородные участки, которые образуются в результате деления общей площади территории сообщества.

В случае раздела земли у владельца изначальной площади появляется право на все земельные участки, полученные в процессе.

Если собственность на землю имеет общий характер, то у всех владельцев, за исключением тех ситуаций, когда граждане заключили между собой дополнительное соглашение иного содержания. В том случае, когда разделение касается муниципального или государственного участка, изначальная территория сохраняется в измененных границах. Дополнительно можно сказать что раздел земельного участка может быть произведен не для каждой площади.

Основанием для отказа может стать несколько причин.

Разделу не подлежат: Внимание.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: в Москве, в Санкт-Петербурге, по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  1. участки, в результате деления которых полученная площадь не будет соответствовать минимальным и максимальным нормам, установленным в регионе;
  2. участки, имеющие ограничения в виде штрафов, арестов, за которые не уплачены налоги.
  3. участки, находящиеся в аренде или если на них наложен публичный сервитут;

Делимые и неделимые участки

Собственники земельных участков (ЗУ) иногда задумываются об их разделе на две или несколько частей.

Одну из них, при необходмости, можно подарить, оставить в наследство или передать бывшегу супругу в случае семейного развода.

Размышления житейские и вполне оправданные. Но разделить участки получается не всегда:

  1. одни являются делимыми
  2. другие попадают в группу неделимых, раздел которых запрещён

Какие условия определяют градацию участков на делимые и неделимые?

Делимость и неделимость участков зависит от их целевого назначения. Оно устанавливается в зависимости от многих факторов:

  1. возможности использования получающихся при разделе частей как самостоятельных наделов с сохранением исходного назначению земли
  2. ландшафта
  3. природных особенностей территории
  4. плодородия

Делимыми считаются такие участки, котрорые после раздела:

  1. не теряют своей сущности
  2. сохраняют исходное целевое использование для образованных меньших территорий

Неделимыми являются участки, раздел которых может вызвать:

  1. нарушение режима использования
  2. изменение целевого назначения

Например, участок для ИЖС с домом, в котором проживают 2 семьи, можно разделить, но при этом:

  1. потребуется разделить строение
  2. выявится, что размеры площади образованных частей участка скажутся на их правовом статусе:
    • останутся в долевой собственности (то есть исходный ЗУ оказался неделимым)
    • станут самостоятельными объектами права (исходный участок — делимый)
  3. станут самостоятельными объектами права (исходный участок — делимый)
  4. останутся в долевой собственности (то есть исходный ЗУ оказался неделимым)

Участок под многоквартирным жилым домом неделимый. Его можно распределить только в долях между собственниками жилья пропорцинально площадям их квартир.

Невозможно выделить в натуре квартиру, скажем, на 8-м этаже многоквартирного дома вместе с частью земельного участка, как и землю для помещений в производственных и административных зданиях. К неделимым относятся сельскохозйственные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (пункт 1-2 статьи 9 ).

Раздел прочих сельхозземель должен происходить так, чтобы самый малый образуемый участок не был по площади меньше установленных норм. Обременения и ограничения, наложенные на использование исходного надела, могут оказать влияние на возможность его раздела.

В зависимости от их вида участок может быть неделимым, то есть на его раздел будет наложен запрет, или, напротив, делимым, если существующие обременения не становятся препятствием для раздела. В числе обремений могут быть:

  1. долгосрочная аренда свыше 1 года
  2. концессия
  3. доверительное управление
  4. иные
  5. ограничения по распоряжению участком:
    • ипотека
    • долгосрочная аренда свыше 1 года
    • доверительное управление
    • арест по решению суда
    • концессия
    • обременения, связанные не с землей, а с находящимися на ней объектами недвижимости, имеющими статус памятников культуры
  6. запрет на размещение объектов в охранных зонах
  7. обременения, связанные с правом пользования землёй:
    • сервитут
    • запрет на размещение объектов в охранных зонах
    • иные
  8. обременения, связанные не с землей, а с находящимися на ней объектами недвижимости, имеющими статус памятников культуры
  9. ипотека
  10. арест по решению суда
  11. сервитут

При наличии обременений и ограничений становятся важными:

  • точные временные границы действия
  • их срок

Оценка влияния обременений позволит прийти к пониманию возможности раздела.

О разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ»Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»ПИСЬМОот 8 октября 2014 года N 10-0968-АГ Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее — Учреждение) получены письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 08.05.2014 N 14-06006/14 и от 20.06.2014 N 14-08444/14@ (далее — Письма), содержащие разъяснения положений (далее — ), в том числе по вопросу раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. установлено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в и , и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.В соответствии с при разделе земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования.

При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок)В соответствии с при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков.

При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.Согласно позиции, изложенной в Письмах, при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы одновременно сразу все земельные участки, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, либо могут быть образованы один или несколько земельных участков, при этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.То есть способ образования земельного участка может быть выбран заинтересованным лицом.Позиция Учреждения по данному вопросу следующая: если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности либо предоставлен садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, раздел такого земельного участка должен осуществляться только путем раздела с сохранением данного земельного участка в измененных границах.Учреждение исходит из того, что в образовании земельных участков путем раздела земельных участков, указанных в и , то есть предоставленных садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан или находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее — Исходные земельные участки), могут быть заинтересованы различные лица, которые могут формировать земельные участки как вместе, так и по отдельности (например, члены садоводческого товарищества, которые хотят оформить свои права на используемые садовые земельные участки).

По этой причине разделить Исходный земельный участок сразу на необходимое количество земельных участков сложно. Кроме того, в садоводческом товариществе в любом случае часть территории будет использоваться как земли общего пользования (улицы, проходы, проезды, участок под зданием правления садоводческого товарищества и т.п.).Если одним из заинтересованных лиц (либо группой, состоящей из нескольких заинтересованных лиц) необходимый ему земельный участок будет образован путем раздела без сохранения Исходного земельного участка в измененных границах, произойдет следующее.На государственный кадастровый учет будут поставлены два (или более) земельных участка, одним из которых будет земельный участок, представляющий собой оставшуюся часть Исходного земельного участка (далее — Оставшийся земельный участок).

В соответствии с (далее — Закон о кадастре) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о таких земельных участках будут носить временный характер.

Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.С учетом , утвержденного (далее — Порядок ведения ГКН), с момента государственной регистрации права на образованный земельный участок «временный» статус сведений государственного кадастра недвижимости о таком земельном участке изменится на «учтенный», а статус сведений государственного кадастра недвижимости об Исходном земельном участке — на «архивный».В указанном случае до государственной регистрации права на образованные земельные участки иные заинтересованные лица не смогут поставить на кадастровый учет необходимые им земельные участки, поскольку по данным государственного кадастра недвижимости границы таких земельных участков будут пересекать границы Оставшегося земельного участка, что является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета в соответствии с .Если Оставшийся земельный участок будет указан в качестве преобразуемого (исходного для земельного участка, необходимого иным заинтересованным лицам), то орган кадастрового учета примет решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, поскольку если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер, то это является основанием для отказа в соответствии с .Учреждение обращает внимание, что законодательно срок, в течение которого заинтересованное лицо должно зарегистрировать права на образованный путем раздела и поставленный на кадастровый учет объект недвижимости, не ограничен. Единственное ограничение такого срока содержится в , согласно которой, если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости, и, следовательно, такой объект недвижимости не может быть объектом государственной регистрации прав.В соответствии с государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков.