Главная - Медицинское право - Может ли проводиться аттестация рабочих мест без измерения показателей

Может ли проводиться аттестация рабочих мест без измерения показателей


Может ли проводиться аттестация рабочих мест без измерения показателей

Законодательство


В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. Аттестация проводится на основании Приказа Министерства Здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 года №342н

«Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»

.

Основываясь на части второй ст. 212 ТК РФ аттестацию рабочих мест обязаны проводить все работодатели без исключений.

Основная цель и задача данной процедуры – улучшение условий труда, а также выявление вредных и опасных производственных факторов.

Процесс проведения аттестации включает в себя:

  1. оценку травмобезопасности на предприятии;
  2. обеспеченность работников организации средствами индивидуальной защиты.
  3. гигиеническую оценку условий труда работников;
  4. оценка соответствия нормам безопасности труда используемых инструментов и оборудования на предприятии;

Аттестация рабочих мест: основные вопросы

Анастасия Моргунова, директор департамента налогового консалтинга интернет-бухгалтерии «Моё дело» Аттестацию рабочих мест по условиям труда должны проводить все работодатели независимо от форм собственности.

От процедуры аттестации освобождаются только работодатели – физические лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Аттестация является строго формализованной процедурой и проводится в порядке, установленном законодательством.Правовое регулирование С 1 сентября 2011 года действует Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждённый Приказом Минздравсоцразвития России № 342н от 26 апреля 2011 г. (далее – Порядок). До 1 сентября 2011 года аттестация рабочих мест проводилась в соответствии с Порядком, утверждённым Приказом Минздравсоцразвития России № 569 от 31 августа 2007 г. Результаты аттестации рабочих мест, которая была проведена в соответствии с прежним Порядком, действительны до проведения очередной аттестации (п.

3 Приказа Минздравсоцразвития России № 342н от 26 апреля 2011 г.).

ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Обязанность по проведению аттестации рабочих мест.

Периодичность аттестации Согласно ч. 3 ст. 226 Трудового кодекса РФ работодатели должны выделять на охрану труда не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Существует Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (утверждённый Приказом Минздравсоцразвития РФ № 181н от 1 марта 2012 г.).

В нём первым пунктом указано проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда является обязанностью работодателя, предусмотренной абз. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ.

Аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Эта процедура включает в себя: – оценку условий труда на рабочих местах для выявления вредных и (или) опасных производственных факторов; – мероприятия по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (ч.

12 ст. 209 Трудового кодекса РФ).

Проводить аттестацию рабочих мест нужно (по общему правилу) не реже одного раза в пять лет. Этот срок отсчитывается от даты завершения предыдущей аттестации.

Работодатель самостоятельно определяет сроки проведения очередной аттестации с учётом того, что каждое рабочее место нужно аттестовать не реже одного раза в пять лет.

В некоторых случаях требуется провести внеплановую аттестацию рабочих мест, даже если срок следующей аттестации ещё не подошёл. Это необходимо, если на рабочих местах произошла замена производственного оборудования, изменился технологический процесс или внедрены новые средства коллективной защиты, а также в случае выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Однако конкретные сроки проведения внеплановой аттестации законодательством не установлены.

Начать аттестацию вновь организованных рабочих мест нужно не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию. Положения о периодичности проведения аттестации рабочих мест по условиям труда можно включить в локальный нормативный акт организации, регулирующий вопросы охраны труда (например, в Положение об охране труда), или в Коллективный договор. Датой начала проведения очередной аттестации считается дата издания приказа о проведении аттестации (п.

47, 48 Порядка).Комментарий: С момента вступления в силу нового Порядка множество проблем у работодателей вызывала установленная им периодичность проведения плановой аттестации, а также необходимость проводить аттестацию всех без исключения рабочих мест.

В мае 2012 г. Минэкономразвития России провело экспертизу Порядка, в ходе которой был сделан вывод о том, что отдельные положения этого документа влекут необоснованное затруднение ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности (Заключение Минэкономразвития России от 1 мая 2012 г.).

В частности, специалисты Минэкономразвития России отметили, что нерационально распространять требование о проведении аттестации на все рабочие места без дифференциации по специфическим особенностям условий труда. Ведь на некоторых рабочих местах показатели травмоопасности и возникновения профессиональных заболеваний низки или вообще отсутствуют, а вред здоровью работников не подтверждён.
Ведь на некоторых рабочих местах показатели травмоопасности и возникновения профессиональных заболеваний низки или вообще отсутствуют, а вред здоровью работников не подтверждён. Также было предложено исключить из Порядка пункт о сроке проведения плановой аттестации – не реже одного раза в пять лет.

В декабре 2012 г. Минтруд России подготовил проект приказа о внесении изменений в Порядок (Проект от 4 декабря 2012 г.), в котором срок проведения повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (не реже одного раза в пять лет) предлагается оставить только для тех рабочих мест, на которых в ходе предыдущей аттестации были вывялены вредные и (или) опасные производственные факторы. Планируется также изменить в сторону увеличения срок для аттестации вновь организованных рабочих мест.

На данный момент указанный приказ Минтруда России существует в виде проекта и в силу ещё не вступил. На сайте вы можете оперативно отслеживать изменение позиции законодательства по данному вопросу.Привлечение аттестующей организации Для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель обязан привлечь независимую аккредитованную аттестующую организацию по договору гражданско-правового характера (п.

2 Перечня, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития России № 205н от 1 апреля 2010 г.). Можно привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций. В этом случае работа по аттестации может быть распределена между ними: – по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации; – по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах (п.

6 Порядка, п. 2 Перечня, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития России № 205н от 1 апреля 2010 г., Письма Роструда № 236-ПР от 28 марта 2011 г., № ПГ/2712-3-5 от 31 марта 2011 г.).Комментарий:При проведении проверок у работодателей трудовая инспекция контролирует соблюдение требования об обязательном наличии аккредитации у аттестующей организации.

Если аттестацию проведёт организация, не аккредитованная в установленном порядке, то её результаты будут признаны недействительными, а работодателю придётся повторно проводить аттестацию рабочих мест с привлечением аккредитованной организации. При выявлении нарушений соответствующая информация направляется в органы прокуратуры, финансового контроля и антимонопольной службы (Письмо Роструда № 236-ПР от 28 марта 2011 г.).

С текстом письма вы можете ознакомиться на сайте .Оценка параметров рабочих мест Аттестации подлежат все рабочие места работодателя, за исключением особого порядка аттестации при выявлении аналогичных рабочих мест (п. 4 Порядка).Под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. 6 ст. 209 Трудового кодекса РФ).

Работодатели, у которых есть аналогичные рабочие места, могут провести их аттестацию в упрощённом порядке. Аналогичные рабочие места характеризуются совокупностью следующих признаков: – профессии или должности одного наименования; – выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы; – использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья; – работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе; – использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; – одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте; – одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени; – одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты (примечание к абз.

4 п. 12 Порядка). Если отдельные рабочие места будут признаны аналогичными, работодателю не нужно проводить аттестацию всех рабочих мест. В этом случае оценка вредных и опасных производственных факторов может быть проведена на основании данных, полученных при аттестации 20 процентов таких рабочих мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух).

При выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценивают все рабочие места (п. 40 Порядка). При аттестации рабочих мест оцениваются следующие параметры: – условия труда на рабочем месте, их соответствие гигиеническим нормативам; – травмобезопасность рабочего места; – обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты (п. 13 Порядка).Условия труда на рабочем месте – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ч.

2 ст. 209 Трудового кодекса РФ).

Состав производственных факторов зависит от конкретного рабочего места. Например, при работе за компьютером на работника действуют такие вредные и опасные факторы, как повышенный уровень электромагнитного излучения, повышенный уровень статического электричества, монотонность работы, напряжение зрения и т.

п. Условия труда должны соответствовать установленным гигиеническим нормативам. Оценка условий труда подразумевает исследование производственных факторов, выявление вредных и опасных факторов и определение уровня их воздействия на работника.

Такая оценка проводится специалистами аттестующей организации путём инструментальных измерений в ходе штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности организации.

Измеряются физические (шум, вибрация и т. д.), химические (вредные вещества), биологические (микроорганизмы и т. п.) факторы, тяжесть и напряжённость трудового процесса (физическая и динамическая нагрузка, наклоны корпуса и т.

д.) (п. 14–19 Порядка).Травмобезопасность рабочего места – это безопасность производственного оборудования, приспособлений и инструментов, а также обеспеченность работника средствами обучения и инструктажа.

Требования к травмобезопасности рабочего места приведены в п.

23 Порядка.Обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты означает: – соответствие фактически выданных работникам средств защиты (спецодежды, спецобуви, смывающих и обезвреживающих средств) законодательно установленным нормам их бесплатной выдачи; – наличие сертификатов (деклараций) соответствия на средства защиты, выданные работникам; – соблюдение установленного порядка обеспечения работников средствами защиты; – соответствие выданных средств защиты фактическому состоянию условий труда на рабочем месте (п. 31 Порядка).Документальное оформление аттестации Работодатель (руководитель организации) издаёт приказ о проведении аттестации, которым: – создаётся аттестационная комиссия; – определяется состав аттестационной комиссии (в неё включаются также представители сторонней (аттестующей) организации); – утверждается график проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Кроме того, этим приказом целесообразно утвердить должностное лицо работодателя, которое будет возглавлять аттестационную комиссию (председателя аттестационной комиссии).

Например, это может быть руководитель организации (п.

9–11 Порядка). В состав аттестационной комиссии включаются следующие работники (граждане): – представители работодателя (руководители структурных подразделений, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и зарплате, главные специалисты организации, медицинские работники и другие работники); – специалист (подразделение) по охране труда (при его наличии в организации) или сторонний специалист (сторонняя организация), привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для выполнения функции охраны труда.
9–11 Порядка). В состав аттестационной комиссии включаются следующие работники (граждане): – представители работодателя (руководители структурных подразделений, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и зарплате, главные специалисты организации, медицинские работники и другие работники); – специалист (подразделение) по охране труда (при его наличии в организации) или сторонний специалист (сторонняя организация), привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для выполнения функции охраны труда. В любой организации должны быть лица, уполномоченные заниматься вопросами охраны труда.

При этом в малых (в т. ч. микро-) предприятиях не обязательно должна быть служба охраны труда, штатный специалист по охране труда или привлечённые специалисты.

Данными вопросами может заниматься, например, руководитель организации или уполномоченный им работник, который и включается в состав аттестационной комиссии. Характеристика малых и микропредприятий приведена в ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г.; – представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (например, совета трудового коллектива) (при его наличии); – представители аттестующей организации.

Аттестационную комиссию возглавляет представитель работодателя (п.

6, п. 9–11 Порядка).До начала аттестации составляется перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда, по установленной форме.В процессе проведения аттестации рабочих мест составляются: – карты аттестации рабочих мест по условиям труда по установленной форме.

К ним прилагаются протоколы измерений и оценок; – протокол оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты на рабочем месте по установленной форме (за исключением случаев, когда выдача средств индивидуальной защиты не предусмотрена типовыми нормами бесплатной выдачи работникам этих средств и не требуется по фактическому состоянию условий труда); – протоколы оценки травмобезопасности рабочих мест по установленной форме; – сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда по установленной форме; – сводная таблица классов условий труда, определённых по результатам аттестации рабочих мест, компенсаций, которые необходимо в этой связи выплачивать работникам, по установленной форме; – план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда по установленной форме; – протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) по установленной форме; – сведения об аттестующей организации по установленной форме.

К ним прилагаются копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копия уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации); – протоколы заседаний аттестационной комиссии; – заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии); – предписание(я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии). Формы указанных документов приведены в Приложениях № 1–2, 4–10 к Порядку.После завершения аттестации рабочих мест составляется отчёт об аттестации в свободной форме, который оформляет аттестационная комиссия.

К этому отчёту прилагаются все материалы проведённой аттестации. Кроме того, издаётся приказ в свободной форме о завершении аттестации рабочих мест и утверждении отчёта об аттестации.

Образцы документов, оформляемых в ходе аттестации рабочих мест, вы можете скачать на сайте .

Работника нужно ознакомить с результатами аттестации его рабочего места под подпись в течение десяти рабочих дней с даты поступления работодателю итогового протокола заседания аттестационной комиссии и отчёта об аттестации (п.

9–11, п. 44 Порядка). После проведения аттестации работодатель должен известить о её результатах трудовую инспекцию. Направлять туда нужно следующие документы: – сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда по установленной форме (Приложение № 6 к Порядку); – сведения об аттестующей организации по установленной форме (Приложение № 10 к Порядку). Эти документы на бумажном и электронном носителях работодатель должен направить в трудовую инспекцию в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчёта об аттестации (п.

45 Порядка).Комментарий:На основании данных, представленных работодателями, трудовые инспекции формируют реестр сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, который размещают на своих сайтах.Ссылки на эти сведения также содержатся на официальном сайте Роструда http://www.rostrud.ru/ в рубрике

«Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда в Российской Федерации»

в разделе «Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде» (приказы Роструда № 216 от 2 октября 2012 г., № 193 от 31 августа 2011 г.). Также сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель обязан сообщать в территориальное подразделение ФСС России.

Представлять эти сведения нужно, включив их в отчёт по форме-4 ФСС. Это необходимо для определения надбавок и скидок к страховому тарифу взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп.

18 п. 2 ст. 17, п. 1 ст. 22 Федерального закона № 125-ФЗ от 24 июля 1998 г.).Ответственность работодателя за непроведение аттестации рабочих мест За нарушение законодательства об охране труда, в том числе за непроведение (несвоевременное проведение), а также за нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест, трудовая инспекция или суд может привлечь к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф за такое правонарушение составляет: – от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. – в отношении организации.

Вместо штрафа может применяться административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток; – от 1000 руб. до 5000 руб. – в отношении должностного лица (например, руководителя организации).

При повторном аналогичном нарушении должностное лицо организации может быть дисквалифицировано судом на срок от одного года до трёх лет (ч.

2 ст. 5.27 КоАП РФ).

  1. , директор департамента налогового консалтинга интернет-бухгалтерии

Узнаете про главные изменения в ТК РФ, изменения в главе 23 НК РФ, страховые взносы в 2020 году и мн.др. Разборы практических ситуаций Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Стоимость

В 2020 году стоимость проведения аттестации рабочих мест (СОУТ) по-прежнему определяется несколькими параметрами:

  • использование специальной аппаратуры;
  • командировочные сторонних специалистов и т. д.
  • если установят классы вредности и опасности, потребуются дополнительные отчисления в Пенсионный фонд, надбавки и компенсации для работников;
  • Размер издержек по результатам аттестации и рационализации рабочих мест:
    • если установят классы вредности и опасности, потребуются дополнительные отчисления в Пенсионный фонд, надбавки и компенсации для работников;
    • приобретение новых или модернизация имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты;
    • замена производственного оборудования, оптимизация его расстановки и т. д.
  • Штрафы за отсутствие аттестации рабочих мест или несвоевременное проведение СОУТ (результаты АРМ можно оспорить и признать не соответствующими действительности). При выборе организации обратите внимание на ее уставные документы (код ОКПД2 для аттестации рабочих мест — 71.20.19.130), сведения о ней обязательно присутствуют в реестре организаций, проводящих СОУТ.
  • стоимость исследований и замеров;
  • Цена договора с организацией, которая непосредственно проводит СОУТ.

    В цену обычно входит:

    • стоимость исследований и замеров;
    • использование специальной аппаратуры;
    • командировочные сторонних специалистов и т. д.
  • замена производственного оборудования, оптимизация его расстановки и т.

    д.

  • приобретение новых или модернизация имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты;

Региональный фактор тоже влияет на стоимость аттестации рабочих мест по условиям труда: цены в Москве и Сыктывкаре отличаются.

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда

Рассмотрим основные этапы проведения процедуры аттестации рабочих мест.

При проведении аттестации рабочих мест работодатель несет лишь функции управления процессом. Но он ответственен за сам факт проведения процедуры.
Первым действием работодателя является подписание приказа о создании комиссии для проведения аттестации рабочих мест, члены которой:

  1. определяют точные сроки, в рамках которых будет проведена аттестация;
  2. занимаются поиском нужных производственных мест;
  1. занимаются финальной стадией процесса, оформляя карты аттестации рабочих мест по условиям труда.
  2. ищут ту организацию, которая способна качественно провести эту процедуру;

Работодатель может предложить сотрудничество и работникам профессиональных союзов в качестве членов комиссии.

В нашей стране аттестацию рабочих мест проводит не сам работодатель, а внешняя независимая специализированная компания.

Это является обязательным условием с 01.01.2014.

До этого момента работодатель мог проводить аттестацию рабочих мест своими силами, но в большинстве случаев процедура носила формальный характер.

Специализированная организация оказывает услуги по проведению процедуры на возмездной, то есть платной основе. Аттестующая компания должна соответствовать нескольким условиям:

  1. быть независимой от предприятия;
  2. быть компетентной по вопросам безопасности трудовых процессов;
  3. быть юридическим лицом;
  4. проводить аккредитацию в установленном законом порядке;
  5. быть свободной в своих действиях;
  6. входить в реестр компаний, которые оказывают услуги в сфере охраны труда.
  7. располагать всеми необходимыми приборами и средствами труда;

После заключения договора на проведение аттестации рабочих мест компания, проводящая аттестацию, должна выполнить ряд мероприятий:

  1. выдать экспертное мнение на заключительном этапе;
  2. определить присутствие вредных и опасных условий работы;
  3. произвести с помощью специальных приборов замеры тех самых факторов;
  4. подготовить необходимый пакет документов по завершении аттестации;
  5. подготовить перечень мер по улучшению условий рабочей деятельности.

Оформление и срок действия декларации соответствия условий труда


Если после проведения аттестации рабочих мест опасных или вредных производственных факторов не обнаружено, работодатель должен подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в местный орган исполнительной власти, контролирующий соблюдение трудового законодательства. Эта декларация действует в течения пяти лет с момента утверждения отчета об аттестации.

Если же во время этого срока с кем-либо из работников произойдет несчастный случай на производстве (кроме случаев по вине третьих лиц), будет диагностировано профессиональное заболевание либо будут зафиксированы нарушения требований охраны труда, то действие декларации прекращается. Решение об этом принимает уполномоченный орган исполнительной власти, его представители обязаны сделать соответствующую запись в реестре декларации не позже чем через десять дней после происшествия. Если же в течение пяти лет действия декларации вышеупомянутых ситуаций не возникло, то ее действие продлевается на следующие пять лет.

Когда в компании организуются новые рабочие места, вводится в эксплуатацию новое оборудование или сырье, происходит изменение технологических процессов на производстве, то работодатель должен провести внеплановую аттестацию рабочих мест, даже при наличии действительной декларации соответствия.

Также работодатель может получить предписание о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, если в ходе проведения федерального надзора за соблюдением трудового законодательства были выявлены нарушения.

Проведение аттестации рабочих мест может не только избавить работодателя от штрафов за какие-либо нарушения, но и сэкономить средства на страховые отчисления. Компании, проводящие специальную оценку условий труда, могут рассчитывать на скидку до 40% к тарифу на обязательное социальное страхование. Поэтому проведение добровольной аттестации рабочих мест — это еще и выгодно для бизнеса.

СВЕЖАК

  1. 26.11.2020

  2. 17.11.2020

  3. 28.11.2020

  4. 14.11.2020

  5. 17.11.2020

Copyright © 2011-2020 Хабиров Антон Рифович 1) блог-инженера.рф носит информационный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 Гражданского кодекса РФ 2) На блог-инженера.рф размещены не официальные редакции текстов нормативных документов, при решении юридических вопросов необходимо обращаться к официально публикуемым документам и изменениям в них по состоянию на момент принятия решений. Автор и соавторы блог-инженера.рф не ручаются и не гарантируют точность, актуальность и полноту представленных документов, консультаций.

3) При любом использовании (цитировании) материалов сайта ссылка на блог-инженера.рф обязательна (для Интернет-ресурсов индексируемая гиперссылка ‘hyperlink’).

Заметок на сайте: 1,544 | Комментариев: 12,281 ⇧

Важные нюансы специальной оценки рабочих мест

Вопрос Ответ Что такое специальная оценка? Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов ().

По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах () Кто должен проводить специальную оценку? Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям.

С такой организацией заключается договор гражданско-правового характера () Какие рабочие места подлежат специальной оценке? Специальной оценке подлежат все рабочие места.

Не оцениваются только условия труда (): — надомных работников; — дистанционных работников; — работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями Влияет ли спецоценка на размер скидки по страховым взносам на травматизм? Да, органы ФСС устанавливают скидку в зависимости от безопасности условий труда по результатам их специальной оценки (

«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

) Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки? Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки или ее непроведение является нарушением трудового законодательства.

Руководитель (или иное должностное лицо) может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 5 000 до 10 000 руб., организацию могут оштрафовать на сумму от 60 000 до 80 000 руб.

При повторном нарушении размер санкций существенно увеличивается, также вместо штрафа должностных лиц могут временно дисквалифицировать, а деятельность организации приостановить . Если на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. В этом случае возможно привлечение руководителя к уголовной ответственности по .

Организация применяет общую систему налогообложения. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть затраты на спецоценку?

Расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в составе прочих расходов ().

Если доходы и расходы признаются методом начисления, то учесть их можно после приема работ по спецоценке (). Если же доходы и расходы признаются кассовым методом, то расходы учитываются после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), см. Ф. Принимая во внимание, что расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены () Организации применяют специальные налоговые режимы (одна компания на УСН, другая на ЕВНД).

Можно ли при расчете единого налога затраты на специальную оценку учесть в расходах?

Если организация применяет УСН с объектом обложения «доходы», то расходы на проведение спецоценки никак не повлияют на расчет единого налога (). При объекте налогообложения «доходы минус расходы» учесть затраты также не получится.

Дело в том, что такие затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые принимаются во внимание при расчете единого налога при УСН ().

Если компания платит ЕНВД, то расходы на проведение специальной оценки условий труда также на налог никак не повлияют, поскольку он рассчитывается из показателей по вмененному доходу () Можно ли расходы за специальную оценку зачесть в счет уплаты страховых взносов?

Денежные расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм. Это предусмотрено приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н.

Зачесть можно максимум 20 % от суммы взносов

Какие рабочие места подлежат аттестации

Аттестацию необходимо проводить на местах, где заняты сотрудники, которые по роду деятельности связаны с оборудованием, механизмами, машинами, установками, устройствами, аппаратами и транспортными средствами. Также обязательной аттестации подлежат рабочие места сотрудников, которые работают с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие.

Наконец, аттестовать нужно рабочие места специалистов, использующих электрифицированный, механизированный или иной ручной инструмент. Непростая ситуация сложилась с рабочими местами офисного персонала. В действующей редакции Порядка (утв.

приказом Минтруда России ) сказано, что места, работа на которых связана исключительно с компьютерами, ксероксами и сканерами, а также иной офисной и бытовой техникой, аттестации не подлежат. Однако, чиновники из Минтруда в письме разъяснили, что приведенная выше норма распространяется только на специалистов, которые проводят за компьютером половину рабочего времени или меньше.

Если же сотрудник находится за монитором более половины рабочего времени, его рабочее место нужно аттестовать (см.

«»).

Охрана труда. Аттестация рабочих мест и порядок ее проведения

Аттестация рабочих мест по условиям труда обязательна для всех работодателей – как организаций, так и ИП. Исходя из требований Трудового кодекса, работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда, условия труда на каждом рабочем месте (ст.212 ТК РФ).

В соответствии с положениями ст.209 Трудового кодекса, аттестация рабочих мест по условиям труда является оценкой условий труда на рабочих местах в целях:

  1. выявления вредных или опасных производственных факторов,
  2. осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011г.

№342н и вступил в действие с сентября 2011 года.

ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Законом от 06.11.2011г.

№300-ФЗ внесены изменения в статьи 17 и 22 закона

«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

от 24.07.1998г.

№125-ФЗ. В соответствии с данными изменениями, с 2012 года работодатели обязаны сообщать в ФСС сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах работников, подлежащих таким осмотрам (п.18 ст.17 закона 125-ФЗ). Кроме того, начиная с 2012 года, трудовые инспекции (которым организации также обязаны предоставлять результаты аттестации) ужесточают контроль за проведением аттестации рабочих мест по условиям труда.

Об этом уже не раз упоминали их представители.

Чтобы не быть застигнутыми врасплох при проведении проверки трудовой инспекцией, необходимо обратить внимание на изменения в законодательстве, касающиеся аттестации рабочих мест.НАЧАЛО ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА Работодатели, исполняющие требования Трудового кодекса и собирающиеся провести аттестацию рабочих мест, а так же компании, оказывающие услуги аттестации, должны руководствоваться действующим Порядком. Все рабочие места работодателя обязательно подлежат аттестации. Для проведения аттестации работодателю необходимо привлечь независимую аккредитованную аттестующую организацию (одну или несколько, по выбору работодателя), которая выполнит работы по аттестации на договорной основе.

С Реестром аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда можно ознакомиться на сайте Минздравсоцразвития по адресу .Обратите внимание:Датой начала проведения аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации (п.8 Порядка). Соответственно, чтобы избежать штрафных санкций*, организациям и ИП необходимо начать аттестацию.

То есть – издать приказ об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.*Штрафные санкции за нарушение законодательства о труде и об охране труда, предусмотрены п.1 ст.5.27 КоАП, в следующих размерах:

  1. для юридических лиц — от 30 000 руб. до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  2. для должностных лиц — от 1 000 руб. до 5 000 руб. (повторное нарушение влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет);
  3. для ИП — от 1 000 руб. до 5 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

Аттестацию вновь организованных рабочих мест необходимо начать не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию. Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации.АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ Итак, для начала аттестации работодателем создается аттестационная комиссия, а также определяется график проведения работ по аттестации.

Состав аттестационной комиссии и график проведения работ по аттестации утверждаются приказом руководителя.

Согласно п.10 Порядка, в состав аттестационной комиссии включаются:

  1. специалист по охране труда,
  2. представители аттестующей организации.
  3. представители работодателя,
  4. представители работников,

В качестве представителей работодателя в состав аттестационной комиссии могут включаться:

  1. специалисты по труду и заработной плате,
  2. руководители структурных подразделений организации,
  3. юристы,
  4. медицинские работники,
  5. специалисты по кадрам,
  6. иные работники.
  7. главные специалисты организации,

При проведении аттестации в организациях, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к микропредприятиям и малому бизнесу, в состав аттестационной комиссии включаются:

  1. работодатель или его представитель,
  2. представители аттестующей организации,
  3. представители организации или специалист, привлекаемые по договору ГПХ для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).
  4. представители работников (при наличии),

Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя. Аттестационная комиссия: 1. Осуществляет руководство и контроль за проведением аттестации на всех ее этапах.

2. Формирует комплект необходимых для проведения аттестации нормативных актов, организационно-распорядительные и методические документы, организует их изучение. 3. Составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, образец которого предусмотрен приложением №1 к Порядку, с выделением аналогичных рабочих мест* и указанием:

  1. факторов производственной среды и трудового процесса,
  2. травмоопасности,
  3. обеспеченности работника специальной одеждой и обувью, другими средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ),

которые необходимо измерять и оценивать исходя из:

  1. требований нормативных правовых актов,
  2. характеристик технологического процесса,
  3. мест проведения этих измерений;
  4. результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных, опасных производственных факторов,
  5. состава производственного оборудования,
  6. применяемых сырья и материалов,

*Аналогичными рабочими местами для целей Порядка являются рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков:

  1. одинаковый набор вредных, опасных производственных факторов одного класса и степени;
  2. одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте;
  3. одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.
  4. профессии или должности одного наименования;
  5. выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
  6. использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  7. использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  8. работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;

4. Готовит предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих*.*Постановление Правительства РФ от 31.10.2002г.

№787

«О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»

. 5. Присваивает номер каждому рабочему месту уникальный порядковый номер (не более 8 знаков: от 1 до 99 999 999). 6. Заполняет и подписывает карты аттестации.

7. При необходимости готовит предложения о внесении изменений, дополнений в трудовой договор в части обязательств работодателя:

  1. других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными, опасными условиями труда.
  2. по обеспечению работника СИЗ,
  3. установления соответствующего режима труда и отдыха,

8. По результатам аттестации разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями*.*В плане мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями, указываются источники финансирования мероприятий, сроки их выполнения, исполнители и устраняемые вредные, опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам.ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ Аттестующая компания должна выполнить:

  1. оформление и подготовку отчета об аттестации.
  2. все необходимые измерения и оценки, в том числе оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда,

При проведении аттестации работодатель вправе требовать от аттестующей организации:

  1. Проведения измерений и оценок в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
  2. Уведомление о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

Кроме того, аттестующая организация обязана представлять по требованию работодателя обоснования выводов, сделанных по результатам аттестации.

При проведении аттестации работодатель обязан:

  • Не утверждать отчет об аттестации с приложениями, если они не подписаны представителями аттестующей организации, входящими в состав аттестационной комиссии.
  • Запрашивать необходимые для проведения аттестации сведения у третьих лиц.
  • Содействовать аттестующей организации при проведении аттестации.
  • Не пытаться сузить круг вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении аттестации.
  • Предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по запросу аттестующей организации разъяснения в устной и письменной форме (по вопросам, относящимся к целям аттестации).
  • Не скрывать и не ограничивать доступ к информации и документации по вопросам, относящимся к целям аттестации, запрашиваемых аттестующей организацией.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АТТЕСТУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ При проведении аттестации аттестующая организация: 1. Определяет методы проведения измерений и оценок* на основе действующего Порядка и нормативных правовых актов.*Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя оценку:

  1. травмоопасности рабочих мест.
  2. обеспеченности работников СИЗ.
  3. условий труда на рабочих местах.
  4. соответствия условий труда гигиеническим нормативам.

2. Количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку.

3. Исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация.

4. Запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам. 5. Отказывается от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа работодателя обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ 1.

Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации, к которому прилагаются: 2. Приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации.

3. Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда, образец которого предусмотрен приложением №1 к Порядку. 4. Карты аттестации рабочего места по условиям труда (приложение №2 к Порядку), оформляющиеся по Рекомендациям по заполнению карты аттестации рабочего места (приложение №3 к Порядку), с протоколами измерений и оценок. 5. Сводная ведомость результатов аттестации (приложение №6 к Порядку).

6. Сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам (приложение №7 к Порядку). 7. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда* (приложение №8 к Порядку).*План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, представителем работников, передается на утверждение работодателю.

8. Протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации (приложение N 9 к Порядку). 9. Сведения об аттестующей организации (приложение №10 к Порядку), с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией:

  1. копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации.
  2. аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории;

10.

Протоколы заседаний аттестационной комиссии.

11. Заключение по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии).

12. Предписание должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии). Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение 10 календарных дней с даты его поступления, подписывает итоговый протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю. Работодатель в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте РФ.

Вышеуказанные документы на электронном носителе передаются в установленном порядке аттестующей организацией в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных. Отчеты об аттестации хранятся у работодателя в течение сроков, установленных законодательством РФ. Место и порядок хранения отчетов определяет работодатель.СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ В соответствии с п.3 Порядка, результаты аттестации используются в целях: 1.

Приведения условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

2. Установления работникам, занятым:

  1. иными особыми,
  2. на тяжелых работах,
  3. опасными,
  4. работах с вредными,

условиями труда:

  1. дополнительного оплачиваемого отпуска,
  2. сокращенного рабочего времени,
  3. повышенной заработной платы.

3.

Информирования работников:

  1. о существующем риске для здоровья,
  2. о полагающихся работникам компенсациях, при выполнении тяжелых, опасных и вредных работ.
  3. об условиях труда на рабочих местах,
  4. о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов,

4. Контроля за состоянием условий труда. 5. Оценки профессионального риска.

6. Обеспечения работников средствами сертифицированной индивидуальной и коллективной защиты. 7. Подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных или опасных условиях труда.

8. Подтверждения соответствия проводимых работ по охране труда государственным нормативным требованиям. 9. Подготовки списка работников, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим медицинским осмотрам. 10. Расчета скидок или надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

11. Решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания.

12. Рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников. 13. Санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда. 14. Обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников.

15. Приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. 16. Обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

17. Сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.Ссылки по теме: – Клерк.Ру, 18.05.12 – Клерк.Ру, 25.04.12 – Клерк.Ру, 18.04.12

  1. , аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА «Клерк.Ру»

«». Узнаете про главные изменения в ТК РФ, изменения в главе 23 НК РФ, страховые взносы в 2020 году и мн.др. Разборы практических ситуаций Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.