Главная - Социальное страхование - Кто должен провести медосвидетельствование водителей на учреждении

Кто должен провести медосвидетельствование водителей на учреждении


Кто должен провести медосвидетельствование водителей на учреждении

Как оформляется периодический медосмотр водителей


Если на предприятии работает много водителей, непосредственно перед регулярным медосмотром необходимо составить список работников, у которых подходит истекает срок действия прежнего медосмотра. После этого надо оформить приказ о направлении работников на периодический медосмотр, а список всех сотрудников отправить в мед.

учреждение, с которым заключен договор. Установленной формы приказа нет. Важно лишь указать в нем основные сведения:

  1. правовые основания – ст. 212, 213 ТК РФ;
  2. название организации, номер приказа и дату;
  3. даты прохождения медосмотра;
  4. список работников;
  5. лицо, контролирующее исполнение приказа.
  6. сведения о мед. Учреждении;

Поручить составление приказа можно кадровым специалистам или бухгалтерам.

А если вы работаете с минимальным количеством сотрудников, то всегда можете передать такие рутинные и бумажные дела на аутсорс. , насколько это выгоднее, чем держать штатных специалистов.

График медосмотров и список водителей можно оформить в виде приложений к приказу, о чем также надо упомянуть в тексте документа. Приказ подписывается руководителем, всех работников необходимо ознакомить с распоряжением о медосмотре под роспись, каждому водителю на руки выдается направление на медосмотр.

Два вида освидетельствования на алкогольное опьянение

Существует два вида освидетельствования, к которым относятся:

  1. медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Данный вид освидетельствования проводится только в специализированных медицинских организациях, имеющих соответствующую лицензию. При этом допускается использование специально оборудованных для этих целей передвижных пунктов (автомобилей).
  2. освидетельствование на месте, проводимое силами сотрудников ГИБДД, на состояние алкогольного опьянения. Данный вид тестирования применяется для определения только алкогольного опьянения. Он проводится с помощью специального технического средства измерения, называемого алкотестером. Указанный прибор определяет концентрацию паров алкоголя в воздухе, выдыхаемом водителем;

Важной особенностью медицинского освидетельствования является то, что с его помощью можно установить не только алкогольное, но и все другие виды опьянения.Отдельно отметим, что оба вида освидетельствования могут применяться в 2020 году и являются строго регламентированными.

Законодательство в области предрейсовых медицинских осмотров

Предрейсовый медицинский осмотр — обязательное условие работы водителя в транспортной компании.

Это регламентируется рядом нормативно-правовых документов. В их числе положения трудового законодательства (ст. 213 ТК РФ), Кодекса об Административных правонарушениях и Федерального закона от 10 декабря 1995 г.

№ 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ст.

20 п. 1), а также письмо Минздрава РФ от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32

«О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»

.

В общем случае рекомендован, но не является обязательным и послерейсовый осмотр, если его проведение считает уместным работодатель.

Например, такой осмотр возможен в отношении сотрудников «группы риска» — часто болеющих или имеющих хронические заболевания, употребляющих алкоголь, работающих пенсионеров. Стоит, однако, сказать, что согласно законодательству водители, которые перевозят пассажиров и опасные грузы, должны проходить такой вид осмотра в обязательном порядке.

Медосмотр позволяет определить: здоров ли водитель, не страдает ли он от переутомления или похмельного синдрома, не принимал ли он алкоголь, наркотики или другие вещества, которые могут повлиять на его способность к вождению.

Если выявлен хотя бы один из перечисленных признаков, к работе в этот день водитель не допускается.

Важно знать! Обследование водителя на предмет содержания в организме наркотических веществ возможно только с его письменного согласия, которое обычно дается в рамках трудового договора, гражданско-правового договора или в отдельном документе.

Освидетельствование перед рейсом

Медосмотр водителей перед рейсом — совершенно иная процедура. Он был введен в отдельных ведомствах СССР еще в 1960-х годах и позволял выявить и отстранить от работы водителей, которые находились в состоянии разного рода опьянения, под воздействием лекарств, снижающих уровень реакции, были больны или просто устали.Поскольку внедренная мера привела к снижению показателей травматизма, в 70-х годах медицинское освидетельствование водителей перед выездом стало практиковаться во всех крупных автохозяйствах.

Например, благодаря проведению регулярных осмотров на транспортных предприятиях столицы в 1978 году количество ДТП, совершенных нетрезвыми водителями, снизилось почти на 58%.В то время медицинское освидетельствование водителей перед рейсом могли проводить обученные инспекторы. Однако с 1999 года оно было поручено исключительно медработникам, получившим соответствующую подготовку.В наши дни обязанность организовать предрейсовое медицинское освидетельствование водителей возлагается на каждое юрлицо и ИП (ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Это правило не распространяется лишь на экстренные службы (полицию и Госавтоинспекцию, скорую помощь, газовиков, МЧС, пожарных и пр.).Основанием для отстранения работника от управления ТС служат:

  1. симптомы заболевания;
  2. изменение нормальной частоты сердечных сокращений и артериального давления;
  3. признаки опьянения.

Результаты осмотра фиксируются в журнале. Если медработник не обнаруживает отклонений, он ставит штамп в путевом листе, где указываются сведения о времени прохождения освидетельствования, а также ФИО сотрудника, ответственного за проведение процедуры.

Правильный порядок действий, если гаишник хочет везти на медосвидетельствование

Медосвидетельствование – это вполне законная процедура, если вы пьяны и находитесь за рулем.

Однако, даже в таком состоянии: не забывайте о своих правах и обязанностях. Процедура медосвидетельствования должна проходить так.1.

Сотрудник ДПС должен отстранить вас от управления ТС. При этом достаточными основаниями для отстранения являются: · Запах спиртного изо рта,· Спутанность речи,· Странное поведение,· Неустойчивая поза,· Изменение окраски кожных покровов: красное лицо, или чрезмерная бледность.2. Для отстранения вас от управления ТС, инспектор обязан пригласить двух понятых, либо применить видеосъемку процесса.

Отстранение производится с составлением протокола.3. После отстранения, инспектор вправе предложить вам «продувку», то есть исследование выдыхаемого воздуха посредством алкотестера.

Инспектор обязан ознакомить вас с документацией на прибор, достать сменный мундштук.4.

Результаты исследования – документируются с учетом погрешности прибора. Составляется акт освидетельствования, который подписывается понятыми. Они, естественно, при процедуре освидетельствования должны присутствовать.5.

От «продувки» вы вправе отказаться, тогда инспектор обязан отвезти вас в медучреждение для медицинского освидетельствования.

При этом отказ от медицинского освидетельствования – это уже шаг к автоматическому лишению прав.6.

Чтобы направить вас на медицинское освидетельствование, инспектор обязан заполнить протокол о «направлении». Его обязанность: доставить вас в место проведения медосвидетельствования, а если результаты окажутся отрицательными, то есть проверка покажет, что вы трезвы, инспектор обязан доставить вас обратно к вашему автомобилю.7.
Его обязанность: доставить вас в место проведения медосвидетельствования, а если результаты окажутся отрицательными, то есть проверка покажет, что вы трезвы, инспектор обязан доставить вас обратно к вашему автомобилю.7. Само медосвидетельстование проводится в два этапа: в специальном учреждении водитель снова проходит тестирование алкотесттером, и параллельно с этим – сдает анализы крови и мочи.

Если первая или вторая проверка алкотестером показывают отрицательный результат, в анализах водителя не обнаруживают запрещенные вещества, то считается, что состояние опьянения не установлено.Ставьте лайк и подписывайтесь, если статья вам понравилась.

Кто должен проходить послерейсовый медосмотр

Послерейсовые медосмотры проходят следующие категории:

  • Водители, транспортирующие опасные грузы.
  • Работник, который провел в рейсе больше одного дня, либо после последнего рейса, из учета, что в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один и более рейсов.
  • Водители, перевозящие людей и работающие по договору перевозки.

Особенности проведения

Основания для направления водителя на медицинское освидетельствование могут быть самыми разными, например, инспектор заметил, что от водителя пахнет перегаром или его немного шатает, наблюдается несвязная речь и т.д. Однако следует учитывать, что существует определенный порядок освидетельствования, который регламентирует закон РФ.

При проведении проверки обязательно составляется протокол, после которого окончательным выводом занимаются уже в поликлинике.

Итак, примерная схема проверочной процедуры:

  1. Общение с инспектором – это общение проводящего обследование инспектора и правонарушителя. Представитель закона должен отстранить гражданина от транспортного средства. После этого водителя необходимо осведомить о необходимости проведения освидетельствования на состояние опьянения с помощью специальных подручных приспособлений. Вся процедура обязательно совершается в присутствии двух понятых, не заинтересованных в деле.
  1. Протокол Составляется протокол на алкогольное опьянение, где описывается внешний вид и указываются основные признаки нетрезвого состояния водителей.

    Затем приглашаются два свидетеля, которые записывают свои личные наблюдения.

  2. Проверка на алкоголь – проводится проверка водителя на состояние опьянения. Далее сотрудник ГИБДД информирует о рабочем состоянии и механизме устройства для диагностики.

    После этого инспектор с помощью алкотестера диагностирует нетрезвого гражданина.

  3. Фиксация результатов проверки.

    Оцениваются результаты исследования и заносятся в протокол. Допустимой нормой считается показатель этанола меньше 0, 16 промилле.

    Если его больше, то представитель закона должен узнать: согласен ли гражданин с результатом проверки. В случаях отказа от подписания акта, водителям выдаются направления на медицинское освидетельствование в специализированных учреждениях.

    Стоит отметить, что доставка пьяного водителя производится на служебном транспортном средстве.

Освидетельствование водителя

Основанием для поведения процедуры освидетельствования являются те же признаки, что были приведены выше. Перед проведением всех измерений сотрудник ГИБДД должен рассказать водителю все о приборе, который будет использоваться в ходе процедуры. Важно, чтобы у полицейского были все документы на этот прибор.

На алкотестере обязательно должна стоять пломба. Если прибор не опломбирован, можно отказываться от прохождения процедуры. Освидетельствование проводится только с использованием сертифицированных приборов.

После того, как инспектор разъяснит правила использования прибора необходимо приступать к исследованию пробы выдыхаемого водителем воздуха. Для этого испытуемый должен выдохнуть в мундштук прибора до того, как раздастся звуковой сигнал.

Результаты, который выдает прибор, инспектор обязан продемонстрировать водителю и двум свидетелям. Допустимая норма составляет 0,2 промилле. Инспектор по результатам освидетельствования должен составить специальный акт освидетельствования, в котором фиксируется вся информация.

Если водитель не согласен с результатами исследования, то следующим шагом станет освидетельствование в медицинском учреждении.

Какой документ должен иметь медицинский работник, проводящий предрейсовый и послерейсовый осмотр?

23:51 23:28 22:18 20:52 19:11 18:23 17:35 17:32 17:06 17:02 17:00 16:53 16:47 16:43 16:40 16:23 16:08 15:52 15:38 15:13 14:48 14:44 14:42 14:07 14:06 13:57 13:43 13:19 13:18 12:53 12:50 12:50 12:46 12:31 12:15 12:11 11:46 11:41 11:41 13:04, 5 февраля 2016 › Какой документ должен иметь медицинский работник, проводящий предрейсовый и послерейсовый осмотр: лицензию или сертификат (здравпункт организации лицензии на медицинские услуги не имеет)?Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:Работник, состоящий в штате организации и проводящий предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, должен иметь медицинское образование (высшее и (или) среднее профессиональное), действующий сертификат специалиста, а также документ о прохождении им специального обучения по программе проведения предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств.Обоснование вывода:В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.

4, п. 5 ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Порядок проведения таких осмотров утвержден приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 N 835 (далее — Порядок).Согласно п.

8 Порядка предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя), при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым).В соответствии с п.

46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Однако, как следует из п. 6 ст. 3 данного закона, лицензиатом может являться только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Таким образом, физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, не может иметь лицензию на медицинскую деятельность.

Медицинский же персонал организаций, на основании п. 1 ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», должен иметь сертификат специалиста. Кроме того, для проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров медицинский работник должен пройти специальное обучение (введение к Методическим рекомендациям «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения.
Кроме того, для проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров медицинский работник должен пройти специальное обучение (введение к Методическим рекомендациям «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утв.

Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29.01.2002).

Программа подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств утверждена приказом Минздрава РФ от 14.07.2003 N 308

«О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения»

(приложение N 8).Таким образом, медицинский работник, состоящий в штате Вашей организации и проводящий предрейсовый и послерейсовый осмотры, должен иметь высшее и (или) среднее образование профессиональное образование, действующий сертификат специалиста и документ, подтверждающий прохождение специального обучения.В то же время остается спорным вопрос о том, необходима ли лицензия организации, проводящей предрейсовые медосмотры силами собственных медработников. Законодательство о лицензировании не выделяет медицинскую деятельность, осуществляемую для собственных нужд организации, как не подлежащую лицензированию (как это установлено, например, для пассажирских перевозок, технического обслуживания медицинской техники).

Это соответствует и нормам Закона N 99-ФЗ (ст. 2) и Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ст. 20, 23), согласно которым к лицензируемым отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, здоровью граждан (проведение предрейсовых медицинских осмотров является одним из основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения).

Таким образом, из совокупности приведенных норм следует, что организация, осуществляющая процедуры по проведению медицинского осмотра (предрейсового, послерейсового), должна иметь соответствующую лицензию.Однако до вступления в силу Порядка (с 1 мая 2015) сформировалась достаточно обширная судебная практика, согласно которой требование о необходимости получать лицензию на осуществление медицинской деятельности распространялось только на тех лиц, для которых деятельность по проведению предрейсовых медицинских осмотров является одной из основных.

В случае же, если организация, эксплуатирующая автомобили, проводит предрейсовые осмотры только в отношении своих водителей и не оказывает этих услуг иным хозяйствующим субъектам, делать она это может силами собственных работников, имеющих соответствующую подготовку и необходимые сертификаты (постановления ФАС Московского округа от 17.03.2010 N КА-А40/2021-10, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2009 N Ф04-1311/2009(1741-А45-43), ФАС Северо-Кавказского округа от 05.08.2009 N А53-3470/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.08.2008 N А74-985/2008-Ф02-3737/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 18.06.2008 N А31-6296/2007-13, ФАС Поволжского округа от 05.07.2007 N А12-2901/07, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2011 N 17АП-177/2011, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2009 N 06АП-747/2009, Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 N 03АП-2388/2009, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 N 15АП-4847/14, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 N 03АП-3973/14, постановление Саратовского областного суда от 23.04.2013 по делу N 7-235/13, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013 N 06АП-4657/13).В настоящее же время суды более склонны считать, что наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности в подобных организациях является обязательным (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10653/15 от 18.09.2015 г., апелляционное определение СК по административным делам Ростовского областного суда от 18 июня 2015 г.

по делу N 33-9090/2015, решение Арбитражного суда Республики Алтай от 6 мая 2015 г. по делу N А02-621/2015, решение Арбитражного суда Смоленской области от 20 октября 2015 г. по делу N А62-6347/2015, постановление Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 октября 2015 г.

по делу N 5-299/2015).Полагаем, что в указанных обстоятельствах осуществление организацией соответствующей деятельности без получения лицензии влечет определенные риски: возможны претензии со стороны контролирующих органов (причем суды сейчас склонны поддерживать такие претензии) и как результат — привлечение к административной ответственности.Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТПанова НатальяИнформационное правовое обеспечение ГАРАНТ Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter или

Читайте также Читайте также 19:49, 11 декабря 2020 18:38, 11 декабря 2020 16:17, 11 декабря 2020 16:09, 11 декабря 2020 17:12, 11 декабря 2020 15:07, 11 декабря 2020 13:26, 11 декабря 2020 15:05, 11 декабря 2020 11:41, 12 декабря 2020 18:01, 12 декабря 2020 20:30, 10 декабря 2020 18:17, 10 декабря 2020 16:56, 11 декабря 2020 16:25, 11 декабря 2020 16:29, 11 декабря 2020 12:53, 12 декабря 2020 23:33, 11 декабря 2020 11:59, 11 декабря 2020 11:36, 10 декабря 2020 10:52, 10 декабря 2020 14:44, 12 декабря 2020 14:42, 12 декабря 2020 15:38, 12 декабря 2020 15:13, 12 декабря 2020 2 декабря 2020 25 ноября 2020 13 ноября 2020 28 октября 2020 Популярное 17:12, 11 декабря 2020 15:07, 11 декабря 2020 11:41, 12 декабря 2020 18:01, 12 декабря 2020 19:49, 11 декабря 2020 18:38, 11 декабря 2020 16:56, 11 декабря 2020 16:25, 11 декабря 2020 23:33, 11 декабря 2020 11:59, 11 декабря 2020 14:44, 12 декабря 2020 14:42, 12 декабря 2020 9:36, 10 декабря 2020 7:00, 10 декабря 2020 18:11, 12 декабря 2020 11:29, 10 декабря 2020 2 декабря 2020

Как организовать медосмотры водителей

Вы здесь Опубликовано 2013-04-25 13:49 пользователем hrconsul «Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2013, N 2 КАК ОРГАНИЗОВАТЬ МЕДОСМОТРЫ ВОДИТЕЛЕЙ Вопросы регулирования труда водителей актуальны для многих компаний. Тем более что законодательных требований и ограничений в этой сфере достаточно, а соблюдать их, особенно небольшим фирмам, удается не всегда. Причинами могут быть как нежелание нести дополнительные расходы, так и просто незнание отдельных вопросов.

Но в связи с участившимися в последнее время случаями дорожно-транспортных происшествий, которые вызвали волну законодательных инициатив по ужесточению ответственности за нарушения Правил дорожного движения, следует ожидать и усиление контроля исполнения уже существующих требований транспортной безопасности. Одним из основных мероприятий, призванных не допустить к управлению автомобилями потенциальных нарушителей, являются предрейсовые медицинские осмотры водителей. И руководителям любых предприятий, использующих труд наемных водителей, следует соблюдать все требования к проведению таких осмотров.

Кто обязан проводить Обязанность по проведению предрейсовых медицинских осмотров установлена Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно п. 1 ст. 20 этого документа компании, осуществляющие на территории России деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей.

Причем делать это должны медицинские работники. Если компании занимаются перевозкой пассажиров или багажа по договору с третьими лицами (не для собственных нужд), то контроль должен быть не только предрейсовый, но и послерейсовый (п. 4 ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

4 ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

Иногда организации, для которых перевозка не является видом коммерческой деятельности и которые используют автотранспорт только для передвижения своих сотрудников, пытаются доказать, что предрейсовые медосмотры они проводить не обязаны.

Однако действующая судебная практика подтверждает необходимость таких осмотров для любых организаций, эксплуатирующих автотранспорт (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 15.01.2010 по делу N А72-4961/2009, ФАС Уральского округа от 28.12.2011 N Ф09-8630/11). В то же время существуют и противоположные решения, хотя и принятые в более ранний период. Например, ФАС Центрального округа в Постановлении от 23.11.2009 по делу N А36-706/2009 указал, что действие ст.

20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» распространяется только на организации и водителей-предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов. Возможно, наличие такой позиции судей поможет компании отстоять свои интересы, если она по каким-либо причинам не проводила предрейсовых осмотров.

Однако руководствоваться данным решением и, основываясь на нем, не проводить осмотры вообще все же не стоит. Ведь их цель — определение противопоказаний к управлению автомобилем по состоянию здоровья, а также предупреждение дорожно-транспортных происшествий (ст.

1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

Именно поэтому проводить осмотры необходимо всем, раз уж законодатель прямо не указал, что такая обязанность возлагается только на транспортные предприятия.

Кроме того, следует учитывать и требования ч.

3 ст. 213 ТК РФ, которая указывает, что выполнение работодателем требований нормативных актов о проведении обязательных медицинских осмотров отдельных категорий работников в течение рабочего дня является обязательным. Кому поручается проверка Согласно п.

1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (Приложение N 2 к Письму Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32

«О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»

) проводить такие осмотры могут медицинские работники, имеющие соответствующий сертификат; медицинское учреждение должно иметь лицензию.

Исходя из этого у предприятия есть три варианта организации предрейсовых осмотров водителей. Свой человек Осмотр может проводить медик, состоящий в трудовых отношениях с предприятием. В наличии у него должен быть сертификат с неистекшим сроком действия, подтверждающий прохождение обучения по Программе подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств (Приложение N 8 к Приказу Минздрава России от 14.07.2003 N 308

«О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения»

).

Такое обучение проводят региональные наркологические диспансеры (больницы). Лицензия медработнику, состоящему в штате компании и обслуживающему только ее работников, не нужна (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2009 N Ф04-1311/2009(1741-А45-43).

А вот оформлять медика, имеющего сертификат, по гражданско-правовому договору (например, подряда) организации не следует.

Дело в том, что выполнение такой работы на систематической основе можно будет квалифицировать как предпринимательскую деятельность, следовательно, ее осуществление без лицензии будет являться незаконным, а значит, под вопросом окажется и законность самих проводимых медосмотров.

Привлеченная организация Компания может заключить договор на оказание услуг по проведению медицинских осмотров со специализированной организацией. Обратите внимание, что проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров является лицензируемым видом деятельности (п.

46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; Приложение к Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)»). В лицензии у медицинского учреждения должно быть указано именно на наличие права проведения медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых).

Это важно, поскольку лицензируются и иные виды медосмотров, близких по смыслу, но не относящихся непосредственно к предрейсовым. Например, отдельные лицензии могут выдаваться на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров либо работы по медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.

Кроме того, держателем лицензии может быть не только медицинское учреждение в общепринятом смысле (больница), но и любая иная организация.

При этом предрейсовые медицинские осмотры могут быть для них единственным медицинским видом деятельности. Реквизиты и номер лицензии, на основании которой действует организация, проводящая осмотр, желательно указать в тексте договора.

В любом случае копия лицензии должна быть предоставлена организации — заказчику услуг по медосмотру. Также в договоре важно отразить обязательность следующих действий проверяющего: — сбор анамнеза (сведений о проверяемом водителе путем его расспроса); — определение артериального давления и пульса; — определение наличия алкоголя и других психотропных веществ в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах одним из официально признанных методов; — при наличии показаний — проведение любых других разрешенных медицинских исследований, необходимых для решения вопроса о допуске к работе.

Также в договоре важно отразить обязательность следующих действий проверяющего: — сбор анамнеза (сведений о проверяемом водителе путем его расспроса); — определение артериального давления и пульса; — определение наличия алкоголя и других психотропных веществ в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах одним из официально признанных методов; — при наличии показаний — проведение любых других разрешенных медицинских исследований, необходимых для решения вопроса о допуске к работе. Кроме того, следует закрепить обстоятельства, при обнаружении которых водители не допускаются к управлению транспортным средством. К ним относятся: — выявление признаков временной нетрудоспособности; — положительная проба на алкоголь, на другие психотропные вещества и наркотики в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах; — выявление признаков воздействия наркотических веществ; — выявление признаков воздействия лекарственных или иных веществ, отрицательно влияющих на работоспособность водителя.

Важно также прописать обязанность лица, проводящего проверку, незамедлительно сообщать заказчику по договору о случаях и причинах отстранения водителя.

Лицензия для себя Организация может самостоятельно получить лицензию на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. Такая лицензия позволит не только эффективно контролировать сотрудников своими силами, но и сэкономить на договорах со сторонними организациями.

Конечно, более целесообразно получение таких лицензий крупными автотранспортными предприятиями.

Ведь им в любом случае приходится оплачивать труд медика в течение полного рабочего дня и строго соблюдать требования по оснащению медицинского кабинета ввиду большего риска проведения проверок. А значит, затрачивая примерно одинаковые ресурсы, можно получить и выгоду от сторонних клиентов. Требования к соискателю лицензии изложены в п.

4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291. Порядок проведения осмотров Медицинские осмотры должны проводиться в специально оборудованном и оснащенном для этих целей медицинском кабинете. Требования к нему установлены Методическими рекомендациями об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (приведены в Письме Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32, далее — Методические рекомендации).

Водитель должен явиться для прохождения осмотра с оформленным на текущий день путевым листом. Если в ходе осмотра медик не выявит противопоказаний для допуска водителя к работе, то по окончании осмотра он поставит соответствующий штамп в путевом листе.

Именно эта отметка и будет являться единственным доказательством прохождения медосмотра, если водителя остановят для проведения соответствующей проверки сотрудники ГИБДД. В штампе должны быть указаны дата и точное время прохождения медицинского осмотра, фамилия, инициалы и подпись медицинского работника, проводившего обследование (п. 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов (утв.

Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152)). Осмотр начинается с опроса водителя. Медик выясняет его субъективное самочувствие, наличие или отсутствие жалоб на состояние здоровья.

Также он обязан внимательно ознакомиться с состоянием кожных покровов водителя, обращая внимание на наличие расчесов, ссадин, следов от инъекций, бледность или покраснение кожи.

Особую значимость при осмотре имеет состояние зрачков (сужены или расширены) и их реакция на свет как показатель возможного опьянения. Артериальное давление и частота сердечных сокращений измеряются в любом случае, температура тела — при наличии объективных показаний.

Если выявлены признаки опьянения, то должен быть оформлен протокол контроля трезвости установленной формы (Приложение 3 к Методическим рекомендациям) в двух экземплярах. Один экземпляр остается у медработника, второй выдается руководителю организации, в которой работает водитель.

Общий примерный перечень случаев для отстранения приведен в уже упомянутом Письме Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32

«О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»

. Кроме того, п. 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утв.

Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090) устанавливает запрет на допуск к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090) устанавливает запрет на допуск к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

К сведению. Время проведения медицинского осмотра перед выездом на линию относится к рабочему времени водителя (п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв.

Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15).

Значит, оно должно оплачиваться в рамках существующей системы оплаты его труда.

Чтобы избежать споров о времени прохождения медосмотра, подлежащего оплате, в локальных актах компании желательно закрепить его нормативную продолжительность на одного человека. Она и будет служить основанием для расчета.

Отстранение Действия медика при отстранении водителя от работы будут отличаться в зависимости от того, по какому из двух оснований ему нельзя садиться за руль.

Если отстранение связано с общим неудовлетворительным состоянием здоровья, а не воздействием алкогольных либо наркотических средств, водителю выдается справка за подписью медика, проводившего осмотр. В ней указываются точное время отстранения от работы, общие сведения о выявленных признаках недомогания.

В дневное время водитель направляется к дежурному врачу в поликлинику, который принимает окончательное решение о предоставлении больничного. Если же отстранение обусловлено признаками алкогольного либо наркотического опьянения, то медик в зависимости от ситуации может: — самостоятельно составить акт о нахождении работника на рабочем месте в нетрезвом состоянии, если состояние опьянения определенно подтверждено проведенными исследованиями и не вызывает сомнений; — направить работника в медицинское учреждение для проведения врачебного медицинского освидетельствования и установления факта употребления алкоголя или других психоактивных веществ с приложением протокола контроля трезвости, когда по результатам сделанных анализов с уверенностью диагностировать состояние опьянения невозможно. Если такое освидетельствование зафиксирует отсутствие признаков опьянения, несмотря на то что они были выявлены при предрейсовом осмотре, работник должен быть допущен к работе.

Какими бы курьезными и подозрительными для работодателя ни казались утверждения водителя, что он не пил, а принимал лекарства, освежал дыхание мятными пастилками и т. п., не стоит сразу подозревать его во лжи. В качестве примера можно привести случай, когда алкотестер при предрейсовом осмотре водителя показал наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе.

Водитель при этом настаивал, что такой эффект дают его леденцы от кашля. Работника направили на освидетельствование в наркологический диспансер, и проведенное буквально через час исследование показало, что признаков опьянения не обнаружено. Для чистоты эксперимента предприятие на следующий день вновь обследовало этого водителя, предварительно попросив его не употреблять подозрительных леденцов.

Первый анализ был отрицательным, затем работник при медике съел леденец — и через 10 минут алкотестер показал 0,3 промилле. А вот результаты проверки еще одного работника, которому был вручен точно такой же леденец, оказались отрицательными.

Последствия для работника Недопуск к управлению автомобилем работника, находящегося в состоянии опьянения, оформляется работодателем как отстранение от работы согласно ст. 76 ТК РФ. Заработная плата за период такого отстранения работнику не начисляется (ч. 3 ст. 76 ТК РФ). Несмотря на то что ст.

76 ТК РФ не предусматривает обязательного письменного оформления факта недопуска, целесообразно все же зафиксировать его с указанием причин отстранения. Сделать это может руководитель организации либо непосредственный начальник провинившегося, если внутренними документами ему предоставлены такие полномочия. Кроме того, непосредственному руководителю следует служебной запиской (либо иным применяемым в организации внутренним документом) поставить в известность директора фирмы с предложением по привлечению работника к ответственности.

Отстранение от работы оформляется приказом или распоряжением. Фиксация всех этих действий позволит в дальнейшем четко определить момент, с которого начинает отсчитываться срок для применения дисциплинарного взыскания. За появление на рабочем месте в состоянии опьянения к работнику может быть применена дисциплинарная ответственность, вплоть до увольнения на основании пп.

«б» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. К сведению. Даже если опьянение работника зафиксировано медиком в протоколе контроля трезвости, при применении дисциплинарной ответственности получение его объяснений является обязательным.

Если он от них откажется, следует составить соответствующий акт.

Вместе с тем, чтобы избежать в дальнейшем споров о способности работника привести объективные аргументы, которые могли бы объяснить его поведение и смягчить ответственность, запрос пояснений правильнее будет сделать на следующий день, когда работник, скорее всего, вернется в нормальное состояние. Если причиной недопуска к управлению транспортным средством послужило не злоупотребление алкогольными напитками, а общее состояние здоровья, то правила ст.

76 ТК РФ применяться не будут. Данная статья относится только к случаям отстранения по указанным в ней причинам, среди которых отсутствует физическое недомогание.

Работник, не допущенный к работе медиком по причинам, не связанным с опьянением, и направленный в больницу, может получить больничный лист, который будет оплачен. Если же обстоятельства, послужившие для недопуска водителя к работе, не подтвердились при посещении врача и работник вернулся для продолжения работы, то ситуацию возможно рассматривать как простой по не зависящим от сотрудника и работодателя причинам (оформляется приказом или распоряжением). Время недопуска в этом случае будет оплачиваться исходя из требований ч.

2 ст. 157 ТК РФ — не менее 2/3 его тарифной ставки (оклада). Ответственность Когда перевозка пассажиров или грузов не является для компании основным видом деятельности, к ответственности за нарушение порядка проведения предрейсовых осмотров она может быть привлечена на основании ст. 5.27

«Нарушение законодательства о труде и об охране труда»

КоАП РФ.

Дело в том, что проведение таких осмотров относится к обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда согласно ст. 212, ч. 3 ст. 213 ТК РФ. Сумма штрафа для компании может достигнуть 50 000 руб., для должностного лица — 5000 руб. Если же требование о проведении медицинских осмотров водителей не будут соблюдать профессиональные перевозчики, они могут быть привлечены еще и к ответственности по ч.

2 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Сумма штрафа для должностных лиц, ответственных за выпуск водителей на линию, составит 5000 руб., для юридического лица — 30 000 руб. При обнаружении нарушения у компании, осуществляющей деятельность по перевозке на основании специальной лицензии, ответственность наступит по ч. 3 ст. 14.1 КоАП: от 3000 до 4000 руб.

— для должностных лиц и от 30 000 до 40 000 руб. — для компаний. Если к управлению транспортным средством все же будет допущен нетрезвый водитель, то для лица, допустившего нарушение, ответственность может наступить по ст. 12.32 КоАП РФ. Штраф составит: 20 000 руб.

— для должностных лиц и предпринимателей и до 100 000 руб.

— для юридических лиц. Не следует полагать, что нарушение может быть выявлено только непосредственно инспектором ГИБДД на дороге. Любые предприятия, эксплуатирующие автотранспорт, могут быть проверены представителями Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта соответствующего субъекта РФ (п. п. 5.1.8, 6.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (утв.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 398)).

Ими также могут быть установлены факты непроведения медосмотров за какой-либо период.

Кроме того, проверку соблюдения законодательства о труде может провести и трудовая инспекция (ст. 353 ТК РФ). И. Авдеева Начальник юридического отдела ОАО «Медавтотранс» Подписано в печать 18.01.2013 Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1

Если осмотр проводит организация

При проведении предрейсового осмотра водителей в отдельной организации введены на законодательном уровне определенные . Главным, из которых является — наличие разрешительных документов.Согласно действующему регламенту требуется:

  1. освидетельствование, проводимое перед рейсом;
  2. обеспечение комфорта для медиков;
  3. наличие отдельных кабинетов, необходимых для приема водителей;
  4. список критериев, согласно которым осуществляется допуск водителей к управлению транспортом;
  5. обязанности врачей.
  6. перечень оказываемых услуг;

Для перевозки водителей транспорт выделяется организацией.

13.

Как должен выглядеть штамп медработника по предрейсовым медосмотрам? Какая форма журнала по предрейсовым медосмотрам должна вестись на предприятии? Можно ли вносить данные предрейсовых и послерейсовых медосмотров в один журнал?

Исходя из опыта многочисленных проверок надзорными органами, включая прокуратуру, сообщаю: 1.

Штамп медработника должен содержать: — название организации и её форму собсвенности — телефон организации — ИНН — номер медицинской лицензии — далее, самое интересное: в соответствии с приказом Минздрава №835н в штампе должна присутствовать следующая фраза:

«ПРОШЕЛ ПРЕДРЕЙСОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР, К ИСПОЛНЕНИЮ ТРУДОВЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ДОПУЩЕН»

.

— дата и время медосмотра (полезную информацию о времени медосмотра можно прочитать ниже) — Место для подписи медработника с расшифровкой ПОЛНОСТЬЮ, т.е. Иванов И.И. не пройдёт. Нужно Иванов Иван Иванович. 2. По поводу формы журнала для предрейсовых медосмотров всё ещё сложнее, благодаря тому же приказу Минздрава №835н от 15.12.2014.

Пункт 14 настоящего приказа гласит: Результаты проведенных . осмотров вносятся в Журналы регистрации .

осмотров, в которых указывается следующая информация о работнике:

  • подпись работника.
  • подпись медицинского работника с расшифровкой подписи;
  • дата и время проведения медицинского осмотра;
  • дата рождения работника;
  • результаты исследований, указанных в пункте 10 настоящего Порядка;
  • фамилия, имя, отчество работника;
  • заключение о результатах медицинских осмотров в соответствии с пунктами 12 настоящего Порядка;
  • пол работника;

Если мы обратимся к Госкомстату, то единственной зарегистрированной формой журнала предрейсовых осмотров является форма, предложенная действующими Методическими рекомендациями: Дата, Время Номер п/п ФИО Табельный номер Жалобы Температура АД Пульс Проба на наличие алкоголя Подпись медработника Таким образом, вписывать информацию о поле и возрасте медработника, а также ставить подпись проверяемого просто некуда.

Мы обратились в Госкомстат с просьбой дать разъяснения на предмет того, можно ли изменить зарегистрированную форму журнала, на что получили ответ: «Нельзя! Никаких других форм в Госкомстат для регистрации не поступало». Таким образом получается, что если Вы создадите свою форму, нарушаете, и если заполняете «старую» форму, тоже нарушаете.