Главная - Международное право - Формула для расчета налога доверительным управляющим

Формула для расчета налога доверительным управляющим


Формула для расчета налога доверительным управляющим

Налогообложение доходов от акций, находящихся в доверительном управлении


При выплате дивидендов по находящимся в доверительном управлении акциям доверительный управляющий не является согласно п. 2 ст. 1020 ГК РФ получателем доходов. Тогда выходит, что доходы получает только учредитель; он же является в таких обстоятельствах выгодоприобретателем. Законодатели даже закрепили такую обязанность в п.

9 ст. 275 НК РФ. Правда, есть и исключение из правила – получателями доходов признаются непосредственно паевые инвестиционные фонды, если они включены в схемы коллективного инвестирования. Однако при определении лица, которое является получателем дивидендов в таких обстоятельствах, есть немалые трудности. Дело в том, что у доверительного управляющего нет обязанности по предоставлению эмитенту информации об учредителях.

А отсутствие таких сведений не позволяет с точностью определить, иностранная или российская компания получает дивиденды.

В итоге – возникает налоговый риск применения не соответствующей случаю ставки.

ФНС России выпустила на эту тему письмо от 23.06.2011 № ЕД-4-3/10054@, в котором рекомендовала применять установленную для резидентов налоговую ставку.

Дальнейшие действия регулирует п. 8 ст. 275 НК РФ только для тех обстоятельств, когда доверительная компания – это российская организация, а учредитель – иностранное лицо.

В данном случае, если эмитент не полностью удержит налог, то остатки должен изъять доверительный управляющий. Ели дивиденды выплачиваются по акциям российской компании, то действует иной порядок. Для этого в п. 7 ст. 275 НК РФ определен перечень налоговых агентов.

Как видно, эта сфера не до конца урегулирована. Сознавая это, Минфин России в письме от 13.10.2009 № 03-03-06/1/660 и ФНС РФ в письме от 23.06.2011 № ЕД-4-3/10054@ рекомендовали устанавливать порядок передачи сведений о получателе дивидендов в соглашении между учредителем доверительного управления, эмитентом и доверительным управляющим.

Налог на имущество ип

В этой статье мы рассмотрим преимущества, которые получает ИП, выбрав УСН. Речь пойдет о видах налогов, которые предусматривает эта система и тех, которые она заменяет. Подробнее остановимся на налоговых льготах, пользоваться которыми разрешено предпренимателю, применяющему УСН, и ответим на вопрос: должен ли ИП платить налог на имущество (здесь можно прочитать об особенностях налогообложения малого бизнеса) .

:

Что нужно учесть при заключении договора доверительного управления

Любые модели, обеспечивающие серьезную налоговую экономию, могут вызвать претензии со стороны налоговых органов, которые попытаются рассмотреть получаемую экономию в качестве необоснованной налоговой выгоды. Согласно пунктам 4 и 9 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53, налоговая выгода считается необоснованной, если она получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Или же если установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком при совершении хозяйственных операций, было получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность.

С учетом этих требований должна формироваться структура хозяйственных отношений по рассматриваемому договору.

Во-первых, услуги доверительного управления должны носить реальный характер, то есть доверительный управляющий должен реально осуществлять функции по управлению имуществом: заключать сделки с имуществом, обеспечивать его содержание и эксплуатацию. Результаты работы управляющего должны подробно документироваться в его отчетах, составление которых обязательно в силу пункта 4 статьи 1020 ГК РФ. Чем детальнее окажется этот отчет, тем труднее налоговым органам будет доказать отсутствие реальной деятельности со стороны управляющего.

Во-вторых, при привлечении доверительного управляющего учредителем управления должна преследоваться объективная экономическая цель, не связанная с налоговой экономией. В частности, необходимость в привлечении управляющего может быть объяснена отсутствием в штате учредителя управления профессиональных управленческих кадров. Иначе говоря, доверительный управляющий обязан обладать необходимым персоналом, опытом и навыками, благодаря которым можно повысить эффективность использования активов учредителя управления.

Рекомендуется через некоторое время после заключения договора провести анализ эффективности доверительного управления (например, сравнив показатели выручки, рентабельности до и после заключения договора) с соответствующим документальным оформлением результатов анализа. Наконец, крайне важным является четкое формулирование условий договора доверительного управления. Согласно пункту 2 статьи 274 НК РФ, расходы, связанные с осуществлением доверительного управления, признаются расходами управляющего, если в договоре не предусмотрено возмещение указанных расходов учредителем управления.

Таким образом, четкое распределение в договоре расходов, подлежащих и не подлежащих возмещению, просто необходимо. В противном случае при наличии неясностей в договоре у каждой из сторон существует риск отказа в признании в составе расходов таких «туманных» затрат. И разрешать спор придется в суде (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от14.01.11 №КА-А40/17117-10-П).
И разрешать спор придется в суде (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от14.01.11 №КА-А40/17117-10-П).

Кроме того, необходимо помнить, что по договору доверительного управления финансовый результат подлежит обложению налогом на прибыль организаций непосредственно у учредителя управления (выгодоприобретателя). Доходы учредителя управления и доверительного управляющего формируются в каждом отчетном (налоговом) периоде независимо от того, предусмотрено ли договором осуществление расчетов в течение срока его действия или нет (ст.

332 НКРФ). Исключение сделано только для иностранных компаний — учредителей управления, о чем сказано выше. Значит, в договоре необходимо установить строгие требования к содержанию и периодичности представления доверительным управляющим отчетов, чтобы учредитель управления имел возможность своевременно исчислить и уплатить авансовые платежи и налог с получаемой прибыли.

Бухучет

Имущество, переданное в доверительное управление, управляющему следует отражать на отдельном балансе (технически это можно сделать, например, в отдельной бухгалтерской базе) и вести по нему самостоятельный учет; (далее — Указания).

Получается, что управляющему придется вести «два учета»: собственный и обособленный. Получение имущества в доверительное управление и расчеты с учредителем управления управляющий отражает на счете 79, субсчет

«Расчеты по договору доверительного управления имуществом»

.

Основная формула расчета налога с дивидендов

Формулу расчета налога, удерживаемого с дивидендов при их выплате в адрес резидента РФ, содержит п.

5 ст. 275 НК РФ. Она такова: Н = К × Сн × (Д1 – Д2), где: Н – исчисленная сумма налога, подлежащая удержанию с получателя дивидендов; К – отношение суммы дивидендов, причитающихся одному получателю, к общей сумме дивидендов к распределению; Сн – ставка НДФЛ или налога на прибыль с дивидендов для резидентов (13%, а в определенных случаях – 0%); Д1 – сумма дивидендов к распределению по всем получателям; Д2 – сумма дивидендов, полученных организацией, выплачивающей дивиденды, если ранее данные суммы не принимались в расчет облагаемого дохода. Из показателя Д2 должны быть исключены суммы дивидендов, облагаемые по ставке 0% (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ). Российская компания (как эмитент, так и не эмитент), выплачивающая дивиденды через налогового агента, обязана предоставить этому агенту сведения о величине показателей Д1 и Д2 (пп.

5.1 и 5.2 ст. 275 НК РФ), необходимые для расчета налога на прибыль с дивидендов по вышеуказанной формуле. Делается это в любом случае в срок не позднее дня выплаты, а если дивиденды выплачивает эмитент, то действует и еще 1 срок – не позднее 5 дней с даты определения списка лиц, имеющих право на получение дивидендов.

Информация о значениях показателей Д1 и Д2 может быть передана путем направления документа об этом электронно или на бумажном носителе, публикации сведений на сайте компании, выплачивающей дивиденды, или указания в платежном документе на перевод средств, предназначенных для выплаты дивидендов.

НДС у доверительного управляющего

Немало проблем возникает и у доверительного управляющего в части применения налоговых вычетов.

В том случае, если доверительный управляющий осуществляет иные деятельности, то право на вычет сумм НДС возникает при наличии раздельного учета товаров (работ, услуг) при осуществлении операций в соответствии с договором доверительного управления имуществом и используемых им при осуществлении иной деятельности (п.3 ст.174.1 НК РФ). То есть для того, чтобы воспользоваться вычетом по НДС (даже в случае, когда доверительный управляющий применяет спецрежим), ему необходимо организовать раздельный учет товаров (работ, услуг), используемых в рамках доверительного управления и иной деятельности (Постановление АС Уральского округа от 16.10.2015 г. №Ф09-7428/15). А при реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав доверительный управляющий, исполняющий обязанности налогоплательщика НДС, при составлении счетов-фактур порядковый номер счета-фактуры через разделительный знак «/» (разделительную черту) дополняется утвержденным доверительным управляющим цифровым индексом, обозначающим совершение операции в соответствии с конкретным договором доверительного управления имуществом (раздел II Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 г.

№1137).

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ДУМИНСКАЯ Ольга Сергеевна Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса “Передача имущества в доверительное управление не является объектом обложения НДС, . Поэтому компания, передающая имущество в доверительное управление, обязана восстановить сумму входного налога по этому имуществу, ранее правомерно принятого к вычету. При этом восстановление суммы налога производится в порядке, установленном подп.

2 п. 3 ст. 170 НК РФ”. В то же время есть судебные решения, поддерживающие иную позицию: ст. 170 НК РФ содержит исчерпывающий перечень случаев, при которых принятый к вычету НДС подлежит восстановлению, и передача имущества в доверительное управление в этот перечень не входит; . В случае когда учредитель управления ранее не заявлял вычет по переданному имуществу, по мнению судей, его передача в доверительное управление вычету не мешает, если это имущество будет использоваться доверительным управляющим в облагаемых НДС операциях, ; ( отказано в передаче дела для рассмотрения Судебной коллегией по экономическим спорам).

В случае когда учредитель управления ранее не заявлял вычет по переданному имуществу, по мнению судей, его передача в доверительное управление вычету не мешает, если это имущество будет использоваться доверительным управляющим в облагаемых НДС операциях, ; ( отказано в передаче дела для рассмотрения Судебной коллегией по экономическим спорам). НДС при исполнении договора доверительного управления.

Все обязанности в рамках этого договора возложены на доверительного управляющего.

То есть учредитель управления НДС по этим операциям не исчисляет и не платит. Соответственно, с доходов, полученных учредителем по договору доверительного управления, НДС не платится.

При этом НДС, предъявленный учредителю управления в вознаграждении управляющего, он может принять к вычету.

Налоговые схемы с использованием доверительного управления

В результате доверительного управления может возникнуть налоговая выгода.

Поэтому участникам сделки целесообразно устанавливать размер вознаграждения за оказание услуг доверительного управления, учитывая уровень рыночных цен на подобные услуги и в соответствии с объемом реально оказанных услуг. В частности, налоговая экономия на практике возникает в следующих ситуациях.

Перенос прибыли на низконалогового субъекта.

Чаще всего в налоговом планировании договор доверительного управления используется для переноса налоговой базы от находящегося на общем режиме налогообложения учредителя управления к доверительному управляющему.

Как правило, он применяет упрощенку.

Прежде всего отметим, что к участникам договора доверительного управления относятся: доверительный управляющий, учредитель управления и в отдельных случаях — выгодоприобретатель. Учредитель управления может являться выгодоприобретателем. Напомним, что учредителем доверительного управления согласно ст.

1014 ГК РФ является собственник имущества, а в случаях, предусмотренных ст. 1026 ГК РФ — иное лицо. ВЕДЕНИЕ УЧЕТА ОРГАНИЗАЦИЙ

Суды не поддержали доводы налоговиков на основании следующего.

Согласно абз.2 п.1 ст. 174.1 НК РФ при совершении операций в соответствии с договором доверительного управления имуществом на доверительного управляющего возлагаются обязанности налогоплательщика, установленные в гл.21 НК РФ.

То есть доверительный управляющий является налогоплательщиком НДС и имеет право на налоговые вычеты, когда совершает операции в соответствии с договором доверительного управления.

Однако в данном случае, работы и товары, по которым компанией заявлены вычеты по НДС, выходят за рамки условий договора доверительного управления имуществом, в связи с чем, оснований для применения положений п.

3 ст.174.1 НК РФ не имеется. Но при этом ст.

При передаче подобного имущества доверительный управляющий должен быть предупрежден о том, что передаваемое ему в доверительное управление имущество обременено залогом. Если доверительный управляющий не знал и не должен был знать об обременении залогом имущества, переданного ему в доверительное управление, он вправе потребовать в суде расторжения договора доверительного управления имуществом и уплаты причитающегося ему по договору вознаграждения за один год. При передаче в доверительное управление ценных бумаг может быть предусмотрено объединение ценных бумаг, передаваемых в доверительное управление разными лицами.

Правомочия доверительного управляющего по распоряжению ценными бумагами определяются в договоре доверительного управления.

Даже уплата НДФЛ и единого налога при УСН по более высокой ставке, чем уплата НДФЛ по дивидендам (9% согласно п. 4 ст. 224 НКРФ), может быть выгодна, поскольку перед налогообложением полученный доход уменьшается на сумму расходов. Эксплуатация недвижимости по доверительному управлению. В некоторых сферах деятельности, например при предоставлении в аренду недвижимости, наибольшей налоговой экономии можно добиться за счет привлечения в дополнение к доверительному управляющему вспомогательной эксплуатирующей компании.

В некоторых сферах деятельности, например при предоставлении в аренду недвижимости, наибольшей налоговой экономии можно добиться за счет привлечения в дополнение к доверительному управляющему вспомогательной эксплуатирующей компании.

Доверительный управляющий оказывает юридические услуги (заключает договоры аренды и др.), а эксплуатирующая компания — фактические услуги (обеспечивает снабжение недвижимости электроэнергией, коммунальными, эксплуатационными услугами) (см. В соответствии со статьей 1018 ГК РФ имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления. Обращение взыскания по долгам учредителя управления на имущество, переданное им в доверительное управление, не допускается, за исключением случая несостоятельности (банкротства) этого лица.

Рекомендуем прочесть:  Юрист фильм онлайн бесплатно

Таким образом, даже при наличии у учредителя долгов изъять и продать имущество, переданное в доверительное управление, для покрытия этих долгов можно не ранее объявления учредителя управления банкротом.

А эта процедура на практике может занять значительное время.

Поэтому активы, переданные в доверительное управление, защищены от внесудебного обращения взыскания на них по решению налоговых органов (ст.

Инфо Управляющий в этом случае выступает в качестве налогового агента. Периодичность выплаты дохода по договору доверительного управления определяется условиями договора. Стороны могут предусмотреть однократную выплату дохода в момент прекращения действия договора.

Например, иностранная организация, владеющая недвижимостью в России, может сдавать ее в аренду не напрямую, а через доверительного управляющего. Арендная плата, накапливающаяся у доверительного управляющего, не будет подлежать обложению налогом на прибыль до момента ее перечисления выгодоприобретателю. Кроме того, в этом случае можно в безналоговом режиме реинвестировать часть полученного арендного дохода: договор доверительного управления может возлагать на управляющего обязанность по содержанию недвижимости, ее реконструкции, достройке, дооборудованию и иным действиям.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 51, субсчет «Доверительное управление» 336 300 Отражено вознаграждение доверительного управляющего ((3 540 000 руб.

– 540 000 руб.) х 8%) 20 «Основное производство» 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с управляющим» 240 000 Учтен НДС, начисленный с вознаграждения (240 000 руб.

х 18%) 19 «НДС», субсчет «Вознаграждение управляющего» 76, субсчет «Расчеты с управляющим» 43 200 Передан учредителю начисленный с вознаграждения НДС* 79, субсчет «Расчеты по договору доверительного управления имуществом» 19 «НДС», субсчет «Вознаграждение управляющего» 43 200 * НДС с суммы вознаграждения доверительный управляющий не может принять к вычетуПисьмо Минфина от 23.07.2012 № 03-07-11/167. Его возьмет к вычету учредитель Списаны расходы (215 000 руб.

+ 285 000 руб. Прежде всего отметим, что к участникам договора доверительного управления относятся: доверительный управляющий, учредитель управления и в отдельных случаях — выгодоприобретатель.

Учредитель управления может являться выгодоприобретателем.

Напомним, что учредителем доверительного управления согласно ст. 1014 ГК РФ является собственник имущества, а в случаях, предусмотренных ст. 1026 ГК РФ — иное лицо. ВЕДЕНИЕ УЧЕТА ОРГАНИЗАЦИЙ

Налог на прибыль и НДС по операциям доверительного управления ценными

Принимая во внимание особенности определения налоговой базы участниками договора доверительного управления имуществом, установленные статьей 276 НК РФ и рассмотренные в разделе, следует также учесть порядок налогообложения, предусмотренный в отношении операций с ценными бумагами.

Принцип определения процентного дохода по государственным ценным бумагам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также муниципальным ценным бумагам введен в статье 281 НК РФ. Таким доходом признается доход, заявленный (установленный) эмитентом соответствующих ценных бумаг, в виде процентной ставки к их номинальной стоимости. В случае если по ценным бумагам процентная ставка не установлена, доход рассчитывается как разница между номинальной стоимостью и стоимостью первичного размещения данной ценной бумаги.

Эта стоимость исчисляется как средневзвешенная цена на дату признания соответствующего выпуска ценных бумаг размещенным согласно установленному порядку.

Бесплатно в подписке*: 1С-Отчетность, 1С:ЭДО, 1С:Контрагент, Онлайн-техподдержка Как следует из статьи 281 НК РФ, налогообложение процентов, начисленных за время нахождения государственной и муниципальной ценной бумаги в собственности налогоплательщика, осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены главой 25 НК РФ. Следует принять во внимание, что порядок, установленный пунктом 5 статьи 286 НК, в части самостоятельного исчисления и уплаты налога с таких доходов, применяется только в отношении определенных видов ценных бумаг.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 года №925

«О дополнительных полномочиях Министерства финансов Российской Федерации»

Минфин России уполномочен доводить до сведения налогоплательщиков информацию о видах государственных и муниципальных ценных бумаг, по которым не представляется возможным определить у источника доходов сумму дохода, подлежащего налогообложению.

ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Приказом Минфина России от 05.08.2002 года №80н утвержден Перечень государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание получения продавцом процентного дохода, включающий: 1) облигации федеральных займов; 2) государственные краткосрочные бескупонные облигации; 3) облигации государственного сберегательного займа РФ; 4) облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа; 5) государственные ценные бумаги субъектов РФ, условия эмиссии которых зарегистрированы в установленном порядке и аналогичны условиям эмиссии и обращения государственных ценных бумаг РФ, указанных в пункте 1 — 4 Перечня; 6) муниципальные ценные бумаги, условия эмиссии которых зарегистрированы в установленном порядке и аналогичны условиям эмиссии и обращения государственных ценных бумаг РФ, указанных в пункте 1 — 4 Перечня.

Приглашаем Вас на семинар от практикующего адвоката Натальи Скобкиной При этом порядок ведения налогового учета доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам установлен пунктами 5 — 7 статьи 328 НК РФ.

Следуя положениям статьи 276 НК РФ, плательщиком налога по доходам, полученным в результате доверительного управления имуществом, является учредитель доверительного управления или выгодоприобретатель, в пользу которого заключен договор доверительного управления.

При этом доверительный управляющий может выступать в качестве налогового агента по условиям договора доверительного управления, то есть удерживать налог у источника выплаты процентного дохода (накопленного купонного дохода) по государственным и муниципальным ценным бумагам, только в определенных законодательством случаях, а именно: — если владельцем ценных бумаг, переданных в доверительное управление, являются физические лица или иностранная организация, не имеющая постоянного представительства в Российской Федерации; — если процентный доход по условиям договора назначен в пользу выгодоприобретателя, являющегося физическим лицом или иностранной организации, не имеющей постоянного представительства в Российской Федерации.

Согласно вышеуказанной статье, доверительный управляющий обязан определять ежемесячно нарастающим итогом финансовый результат по доверительному управлению имуществом и представлять учредителю управления (выгодоприобретателю) сведения о полученном финансовом результате (по каждому виду доходов) для учета этого результата учредителем управления (выгодоприобретателем) при определении налоговой базы.
Согласно вышеуказанной статье, доверительный управляющий обязан определять ежемесячно нарастающим итогом финансовый результат по доверительному управлению имуществом и представлять учредителю управления (выгодоприобретателю) сведения о полученном финансовом результате (по каждому виду доходов) для учета этого результата учредителем управления (выгодоприобретателем) при определении налоговой базы. Напоминаем, что в случае применения учредителем управления при определении доходов и расходов метода начисления, сумма процентов, полученная им (причитающаяся ему) по государственным и муниципальным ценным бумагам, признается доходом на одну из следующих дат: — на дату реализации ценной бумаги, — на дату выплаты таких процентов (погашения купона) в соответствии с условиями эмиссии, — на последнюю дату отчетного периода.

При осуществлении операций с государственными и муниципальными ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, при реализации которых в цену сделки включается накопленный процентный (купонный) доход, следует руководствоваться положениями пункта 7 статьи 328 НК РФ. При условии использования кассового метода для признания доходов и расходов в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль проценты признаются полученными на дату поступления денежных средств.

Основанием для включения таких сумм в состав доходов, полученных в виде процентов, является выписка банка о движении денежных средств на банковских счетах. Если в цену реализации государственных и муниципальных ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, включается накопленный купонный доход, сумма дохода в виде процентов определяется с учетом положений пункта 6 статьи 328 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 284 НК РФ налог на прибыль с доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (кроме ценных бумаг, указанных в подпункте 2 этой же нормы), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов, взимается по ставке 15 процентов.

Как следует из пункта 2 статьи 274 НК РФ, в этом случае налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 НК РФ (24 процента), определяется налогоплательщиком отдельно.

Кроме того, по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка, необходимо вести раздельный учет доходов (расходов). Сроки уплаты установлены пунктом 4 статьи 287 НК РФ.

Требование указанной нормы произвести уплату налога на прибыль с доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых из цены сделки исключается накопленный купонный (процентный) доход, в течение 10 дней по окончании месяца, в котором получен доход. Исходя из вышесказанного, налог на прибыль с доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам уплачивается учредителем доверительного управления не позднее 10 дней по окончании месяца, на последний день которого управляющий сообщил (должен был сообщить в соответствии с требованиями статьи 276 НК РФ) учредителю управления (выгодоприобретателю) сведения о начисленном (полученном) процентном доходе по государственным ценным бумагам, облагаемом по ставкам, установленным в пункте 4 статьи 284 НК РФ. Аналогично рассмотренному выше порядку, доверительный управляющий выступает в качестве налогового агента и обязан удержать налог у источника выплаты дохода по операциям с ценными бумагами в случае, если учредителем или выгодоприобретателем по договору доверительного управления являются физические лица или иностранные организации, не имеющие постоянного представительства в Российской Федерации.

В остальных случаях плательщиком налога на прибыль по операциям с ценными бумагами, переданным в доверительное управление, является учредитель управления. Налоговая база по операциям с ценными бумагами, включая инвестиционные паи паевого инвестиционного фонда, и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, осуществляемым доверительным управляющим, определяется в порядке, установленном статьей 280 НК РФ, с учетом требований статьи 276 НК РФ.

В соответствии с этими требованиями, доверительный управляющий обязан определять ежемесячно нарастающим итогом финансовый результат по доверительному управлению ценными бумагами и представлять учредителю управления (выгодоприобретателю) сведения о полученном финансовом результате (по каждому виду доходов) для учета этого результата учредителем управления (выгодоприобретателем) при определении налоговой базы.

В соответствии с этими требованиями, доверительный управляющий обязан определять ежемесячно нарастающим итогом финансовый результат по доверительному управлению ценными бумагами и представлять учредителю управления (выгодоприобретателю) сведения о полученном финансовом результате (по каждому виду доходов) для учета этого результата учредителем управления (выгодоприобретателем) при определении налоговой базы. Учитывая требование пункта 8 статьи 280 НК РФ об отдельном формировании налоговой базы по различным категориям ценных бумаг, при осуществлении доверительного управления и совершении сделок с ценными бумагами различных категорий, необходимо определять налоговую базу отдельно по каждой категории ценных бумаг. В случае же возникновения в процессе доверительного управления иных видов доходов (в виде дивидендов, процентов), и по каждому виду дохода.

При расчете налоговой базы по категориям ценных бумаг из доходов вычитаются только прямые расходы по этим операциям.

Согласно пункту 10 статьи 280 НК РФ доходы, полученные от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

Доходы, полученные от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. Учредителю управления следует закрепить в учетной политике порядок распределения расходов, которые не могут быть непосредственно отнесены на уменьшение дохода по сделкам с ценными бумагами соответствующей категории или на уменьшение соответствующего вида дохода. При этом, расчет указанной пропорции может быть установлен исходя из доли каждого вида дохода (дохода, полученного по операциям с ценными бумагами соответствующей категории).

Несмотря на отдельное формирование налоговой базы, налогоплательщик вправе при составлении налоговой декларации включать в состав расходов иные затраты, в том числе общехозяйственные (речь идет о формировании налоговой базы в целом по организации, а не по операциям по ценным бумагам).

Данное правило следует из общего порядка формирования налоговой базы, позволяющей учесть прибыль, полученную налогоплательщиком от операций с ценными бумагами, наряду с доходами и расходами от других видов деятельности. И в том случае, когда вся прибыль получена от операций с ценными бумагами, из нее можно без каких—либо ограничений вычесть все косвенные расходы организации, предусмотренные главой 25 НК РФ. Помимо этого, участнику доверительного управления являющемуся профессиональным участником рынка ценных бумаг, необходимо утвердить в учетной политике для налоговых целей, в учете какой из категорий (обращающихся и не обращающихся на рынке) бумаг, найдут отражение иные доходы и расходы, возникновение которых не является непосредственным следствием осуществления операций с ценными бумагами.

Пример расчета налоговой базы.

Организацией получены в налоговом периоде финансовые результаты от следующих операций: — от реализации векселя, не обращающегося на организованном рынке определен убыток в размере 5 000 рублей.

— прибыль от облигаций, переданных в доверительное управление и реализованных на торгах доверительным управляющим, в сумме 7 000 рублей — прибыль от сдачи помещений в аренду в размере 15 000 рублей (признание доходов по данной операции в налоговых целях определено учетной политикой во внереализационных доходах) Исходя из условных данных, определим налоговую базу по налогу на прибыль.

Если организация осуществляет дилерскую деятельность, налоговая база в целом по фирме рассчитывается сложением всех прибылей и убытков: —5 000 рублей + 7 000 рублей + 15 000 рублей = 17 000 рублей. Если учредитель управления не является профессиональным участником рынка ценных бумаг, убыток от реализации векселя в данном налоговом периоде не принимается в уменьшение налоговой базы при отсутствии доходов по той же категории ценных бумаг. Прибыль от облигаций включается вместе с доходами от аренды во внереализационный доход.

Тогда, налоговая база составит: 7 000 рублей + 15 000 рублей = 22 000 рублей. При условии, что учредитель управления является профессиональным участником рынка ценных бумаг, но не дилером, то в зависимости от выбранной в учетной политике категории ценных бумаг, доходы и расходы по прочим видам деятельности (в данном случае доходы от аренды) будут включены в налоговую базу.

Так, если порядок формирования налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимся на организованном рынке, предусматривает учет доходов и расходов по прочим операциям, то убыток, полученный от реализации векселя, принимается для целей налогообложения.

Налоговая база по категории не обращающихся ценных бумаг равна —5000+15000=10000 Налоговая база в целом по организации составит: 10 000 рублей + 7 000 рублей = 17 000рублей. Таким образом, правильно спрогнозированный выбор категории ценных бумаг, в базу по которой профессиональный участник будет включать свои прочие доходы и расходы, в том числе от оказания услуг, позволяет оптимизировать налог на прибыль. Правила переноса на будущее убытков предыдущего налогового периода от операций с ценными бумагами обеих категорий предусматривают возможность уменьшения налоговой базы от операций с соответствующей категорией ценных бумаг в текущем периоде.

Тем не менее, в течение налогового периода такой перенос должен сопровождаться раздельным учетом по указанным категориям ценных бумаг, и зачет производиться только в пределах прибыли, полученной от операций с ними.

Возможна ситуация, когда учредитель доверительного управления (не являющийся профессиональным участником рынка ценных бумаг) имеет два источника дохода: по договору доверительного управления ценными бумагами и от операций купли — продажи ценных бумаг, совершаемых им самостоятельно.

Вправе ли в этом случае учредитель доверительного управления уменьшать в целях налогообложения доходы, полученные от доверительного управления ценными бумагами, на убытки, полученные от совершенных самостоятельно сделок с ценными бумагами этой же категории? Рассмотрим, какие нормы законодательства регулируют вышеупомянутые операции.

В соответствии со статьей 249 НК РФ к доходам от реализации для целей налога на прибыль относятся все поступления за реализованные товары.

Ценные бумаги в налоговых целях также отнесены в разряд товаров. Как следует из пункта 3 статьи 38 Кодекса, для целей налогообложения товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Таким образом, доходы от реализации ценных бумаг в налоговом учете — это часть выручки организаии, даже при условии разового характера таких операций, и никак не связанных с обычной деятельностью.

В бухгалтерском учете, как известно, организация вправе самостоятельно квалифицировать свои доходы — относить их к выручке от обычной деятельности либо к прочим доходам в зависимости от роли этих операций в деятельности организаци. Выручку от продажи ценных бумаг в бухгалтерском учете зачастую относят именно к прочим доходам. В то время как, следуя требованиям пункта 3 статьи 276 НК РФ, доходы учредителя доверительного управления в рамках договора доверительного управления имуществом должны учитываться в составе его внереализационных доходов.

Из вышеприведенных норм следует вывод, что применительно к рассматриваемой ситуации, необходимо раздельное ведение доходов и расходов по операциям доверительного управления и операциям с ценными бумагами.

Порядок признания расходов на формирование резервов под обесценение ценных бумаг банками профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими дилерскую деятельность, предусмотрен статьями 272, 291, 300 НК РФ. В тоже время при определении налоговой базы, не признаются расходами в целях налогообложения отчисления в резерв под обесценение ценных бумаг организациями, не являющимися профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими дилерскую деятельность, на что указывает пункт 10 статьи 270 НК РФ. В связи с тем, что существуют особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом, рассмотренные выше, необходимо остановиться на специфике формирования резерва под обесценение ценных бумаг у учредителя управления, являющегося профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим дилерскую деятельность Как следует из статьи 300 НК РФ при реализации или выбытии ценных бумаг, в отношении которых ранее создавался резерв, отчисления на создание (корректировку) которого ранее были учтены при определении налоговой базы, сумма такого резерва подлежит включению в доходы налогоплательщика на дату реализации или иного выбытия ценной бумаги.

В данном случае, передача в доверительное управление ценных бумаг, в отношении которых ранее создавался резерв под обесценение ценных бумаг, учитываемый при определении налоговой базы, не является условием для восстановления суммы такого резерва. Исходя из этого, в момент передачи управляющему ценных бумаг учредитель доверительного управления не увеличивает свои доходы на сумму созданного резерва в части к ним относящейся. В тоже время, в порядке, установленном статьей 300 НК РФ, указанный резерв требует корректировки по состоянию на конец отчетного (налогового) периода.

Так, при условии недостаточности сумм резерва с учетом рыночных котировок ценных бумаг на конец отчетного (налогового) периода, сумма резерва увеличивается на величину превышения цен приобретения эмиссионных ценных бумаг над их рыночной котировкой, и отчисления на увеличение резерва учитываются в составе расходов в целях налогообложения.

Превышение расчетной величины резерва (рыночная котировка ценных бумаг) над суммой ранее созданного резерва с учетом восстановленных сумм, выявленное на конец отчетного (налогового) периода, требует скорректировать сумму резерва в сторону уменьшения и восстановить до расчетной величины путем включения в доходы суммы такого восстановления. Применяя установленный порядок, доверительный управляющий учитывает соответствующие корректировки резерва при формировании финансового результата для передачи данных учредителю управления. К тому же, доверительный управляющий, обязан сообщить о реализации или ином выбытии ценных бумаг, полученных в доверительное управление.

Как указывалось выше, в этом случае сумма резерва подлежит включению в доходы в том отчетном (налоговом) периоде, когда были реализованы или выбыли ценные бумаги, что и необходимо сделать учредителю доверительного управления при предоставлении такой информации.

Следует обратить внимание, что создание резерва под обесценение ценных бумаг производится в целях бухгалтерского учета при наличии финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, и отвечающих критериям устойчивого снижения стоимости. Данный порядок регламентирован в разделе VI Положения по бухгалтерскому учету (именуемые в дальнейшем ПБУ) «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденного Приказом Минфина России от 10.12.2002 №126н. Как уже рассматривалось выше пунктом 11 Указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 28.11.2001 №97н, установлено, что отражение операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, формирование и учет доходов, расходов осуществляются доверительным управляющим на отдельном балансе в общеустановленном порядке при соблюдении принципов формирования учетной политики, принятой учредителем управления.

На основании этого положения, доверительный управляющий учитывает корректировки созданного резерва при формировании финансового результата на отдельном балансе в целях бухгалтерского учета. При этом учредитель управления, сформировавший указанный резерв, может не относиться к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, что не позволяет ему учитывать сформированный резерв в составе расходов, а также и корректировки, связанные с его созданием.

Для соблюдения норм, установленных пунктом 10 статьи 270 НК РФ и подпунктом 25 пункта 1 статьи 251 НК РФ, доверительный управляющий в обязательном порядке исключает перечисленные суммы при определении налоговой базы. Аналогичная ситуация складывается, когда в доверительное управление передаются ценные бумаги, по которым можно определить в установленном порядке текущую рыночную стоимость. Для данной категории ценных бумаг правилами бухгалтерского учета предусмотрена последующая переоценка.

Следовательно, данное положение, закрепленное в учетной политике учредителя доверительного управления, должно быть использовано доверительным управляющим при отражении операций, связанных с доверительным управлением, на отдельном балансе.

В свою очередь для целей исчисления налога на прибыль как положительная, так и отрицательная разница от переоценки ценных бумаг по рыночной стоимости, не учитывается на основании пункта 46 статьи 270 НК РФ и подпункта 24 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, раскрываются в статье 309 НК РФ. Как следует из пункта 6 указанной нормы, если учредителем или выгодоприобретателем по договору доверительного управления является иностранная организация, не имеющая постоянного представительства в Российской Федерации, а доверительным управляющим является российская организация либо иностранная организация, осуществляющая деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, то с доходов такого учредителя или выгодоприобретателя, полученных в рамках договора доверительного управления, налог удерживается и перечисляется в бюджет доверительным управляющим.

Порядок исчисления налога регламентирован статьей 286 НК РФ. Согласно пункту 4 данной статьи, налоговый агент, исполняя обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога на прибыль организаций в бюджет, определяет сумму налога по каждой выплате (перечислению) денежных средств или иному получению дохода.

Таким образом, непосредственным источником выплаты дохода иностранной организации, не имеющей представительства на территории Российской Федерации, и являющейся учредителем управления либо выгодоприобретателем, признается доверительный управляющий, и именно на него возлагается обязанность по исчислению и удержанию налога.

При этом не стоит забывать, что налогообложение указанных доходов в немалой степени зависит от правил, установленных в международных соглашениях с той страной, резидентом которой является учредитель управления (выгодоприобретатель). Положения соглашений об избежании двойного налогообложения при налогообложении таких доходов, как дивиденды, проценты, лицензионные платежи, применяются только в тех случаях, когда эти доходы выплачиваются в пользу резидента одного или обоих договаривающихся государств, являющегося фактическим получателем соответствующего дохода.

В связи с чем, при решении вопроса о не удержании налогов у источника выплаты или возврата ранее удержанных у источника выплаты налогов, прежде всего, обращается внимание на возможность подтверждения фактического права на получение соответствующего дохода.

Иностранная организация имеет фактическое право на доход при наличии правовых оснований для получения дохода, которым является факт заключения ею договора.

Понимается также, что доверительные управляющие, выступающие одной из сторон договора доверительного управления, могут являться фактическими получателями в целях налогообложения только в отношении собственного вознаграждения за оказание услуг управляющего. Фактическое право на доходы от доверительного управления имуществом возникает у иностранной организации—учредителя управления с момента передачи имущества в доверительное управление. Договор доверительного управления считается заключенным с момента передачи имущества доверительному управляющему.

Таким образом, фактическое право у иностранного лица—учредителя управления на получение доходов от доверительного управления имуществом удостоверяется договором и актами передачи имущества.

Поэтому при наличии выплат дивидендов или процентов по ценным бумагам в доверительном управлении, в целях установления обязанности по удержанию налогов у источника выплаты необходимо удостовериться, имеет ли лицо, в пользу которого осуществлена выплата, фактическое право на получение этих доходов.

Исходя из этого, при осуществлении указанных выплат доверительному управляющему, удержание налогов у источника выплат не производиться на основании договора, заключенного от лица доверительного управляющего с обязательной пометкой ДУ. Тогда как, доверительный управляющий при выплате доходов иностранной организации обязан исполнить обязанности налогового агента.

Таким образом, если фактическое право на получение доходов имеет иностранная организация, то не имеет значения, на счета каких лиц перечисляются эти доходы.

Вопрос о применении ставки налога решается исходя из вида конкретного дохода и возможности применения положений соглашений об избежании двойного налогообложения. В случае если с государством, резидентом которого является учредитель доверительного управления, заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, следует руководствоваться положениями данного соглашения, которые могут устанавливать льготную ставку налогообложения, в частности, такого вида дохода, как проценты.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПО ОПЕРАЦИЯМ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ Как следует из подпункта 12 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит обложению (освобождается от обложения) НДС реализация на территории Российской Федерации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг (именуемые в дальнейшем ЦБ) и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы). Таким образом, реализация ценных бумаг по договору доверительного управления не облагается налогом на добавленную стоимость, в то время как услуги доверительного управляющего подлежат обложению налогом в общеустановленном порядке. Подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ установлено, что вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, на территории Российской Федерации.

Вследствие того, что операции по реализации ценных бумаг в ходе исполнения договора доверительного управления, относятся к необлагаемым НДС операциям, суммы налога, предъявленные доверительным управляющим за услуги управления, к вычету, для целей НДС, учредителем доверительного управления не принимаются и относятся в состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль. Материалы подготовлены группой консультантов-методологов . В каждом пакете по три онлайн-курса от Центра онлайн-обучения «Клерка» Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.