Главная - Право собственности - Что такое служебный подлог

Что такое служебный подлог


Что такое служебный подлог

Правовое регулирование и ответственность за служебный подлог


Российское законодательство предусматривает уголовную за служебный подлог. Возможные меры наказания прописаны в 292 ст.

Уголовного кодекса. Это может быть штраф; принудительные, обязательные или исправительные работы либо реальный срок в виде лишения свободы.Служебный подлог может грозить должностному лицу:

  1. обязательными работами до 480 часов;
  2. арестом до 6 месяцев или лишением свободы до 2 лет.
  3. принудительными работами до 2 лет;
  4. исправительными работами до 2 лет;
  5. штрафом до 80 тыс.р. или в размере зарплаты или иного дохода за период до 6 месяцев;

В качестве отягчающих обстоятельств выступает совершение деяния, которое повлекло нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства.Согласно ч.2 ст.

292 ответственность более жесткая, так как состав преступления считается более общественно опасным:

  1. принудительными работами до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  2. штраф от 100 до 500 тыс.р. или в размере зарплаты или иного дохода за период 1 года до 3 лет;
  3. лишением свободы до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Для привлечения лица к ответственности по ч.2 ст.292 обвинитель должен наличие причинно-следственной связи между совершенным деянием и его последствиями.

Комментарий к Ст.

292 УК РФ

Предметом преступления является официальный документ — письменный или иной документ , исходящий от государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, управленческих структур Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ, предоставляющий определенные права, возлагающий обязанности или освобождающий от них либо удостоверяющий юридически значимые факты или события. Официальный документ — это документ, который порождает определенные юридические последствия.

——————————— В Федеральном законе от 27.07.2006 N 149-ФЗ

«Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

(в ред.

от 28.07.2012) (РГ. 2010. 2 авг.) дается понятие электронного документа. Электронный документ — документированная информация, представленная в электронной форме, т.е.

в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием ЭВМ, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах (п. 11.1 ст. 2). Электронный документ является равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.

Понятие электронной подписи раскрывается в ст.

2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (в ред. от 10.07.2012) (РГ. 2011. 8 апр.). Электронная подпись — информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

Например, постановления о возбуждении и прекращении уголовного дела удостоверяют такие события и факты, которые имеют юридическое значение и влекут юридические последствия, в связи с чем внесение в эти документы заведомо ложных сведений должностными лицами органов внутренних дел из иной личной заинтересованности, выразившейся в желании улучшения показателей раскрываемости преступлений, является служебным подлогом, ответственность за совершение которого предусмотрена комментируемой статьей.

Документы, исходящие от отдельных лиц, коммерческих и иных организаций, не являющихся государственным или муниципальным учреждением (договоры, расписки и т.д.), сами по себе официальными документами не являются.

Вместе с тем, если такие документы попадают в ведение (делопроизводство) указанных выше государственных (муниципальных) органов или учреждений, их следует признать официальными, поскольку через деятельность публичного аппарата власти и управления они приобретают свойства официального документа; кроме того, их искажение способно затруднить выполнение возложенных на государственные или муниципальные структуры функций.

Официальный документ должен иметь необходимые реквизиты (номер, дата, печать и другие реквизиты в зависимости от характера самого документа) и быть подписанным уполномоченным на это должностным лицом. 2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, может быть выполнена одним из следующих действий: 1) внесением в официальный документ заведомо ложных сведений; 2) внесением в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание.

Внесение в официальный документ заведомо ложных сведений имеет место в случае, когда в подлинный по своей форме документ (т.е.

сохраняющий все внешние реквизиты) вносятся не соответствующие действительности сведения (так называемый интеллектуальный подлог). Также данное деяние может выражаться в нанесении на документ ложных реквизитов, например проставление даты, не соответствующей фактической дате составления документа, либо в подделке подписи на документе.
Также данное деяние может выражаться в нанесении на документ ложных реквизитов, например проставление даты, не соответствующей фактической дате составления документа, либо в подделке подписи на документе.

Внесение в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание, — это подчистка, дописка подлинного текста, совершение иных действий, в результате которых меняется содержание, информативная нагрузка документа (материальный подлог). Служебный подлог имеет место только в том случае, когда внесение в документ заведомо ложных сведений и исправлений связано со служебными функциями виновного лица, т.е.

осуществляется именно в связи с выполнением им своих служебных обязанностей.

Если же должностное лицо или государственный (муниципальный) служащий совершает такие же действия, но безотносительно к имеющейся по службе возможности, состав данного преступления отсутствует. При определенных условиях это деяние может быть квалифицировано по . По этой же статье следует квалифицировать действия виновного, когда должностное лицо или государственный (муниципальный) служащий совершает указанные действия не по отношению к официальному документу, который является таковым изначально, независимо от произведенных с ним действий, а работает с обычным документом, изготавливая из него документ официальный.

Следует учитывать, что при внесении заведомо ложных сведений в официальные документы, являющиеся основанием к приобретению гражданства (к примеру, вид на жительство), содеянное квалифицируется по ч. 1 ст. 292.1 УК как по специальной норме (ч. 3 ст. 17 УК). 3. Состав преступления, предусмотренного ч.

1 комментируемой статьи, является формальным. Преступление окончено с момента внесения в официальный документ ложных сведений либо исправлений, искажающих его действительное содержание, независимо от того, был ли в дальнейшем такой документ использован.

Использование поддельного документа при совершении какого-либо преступления следует квалифицировать по совокупности служебного подлога с соответствующим преступлением (например, со ст.

, ). Заранее не обещанный служебный подлог в целях сокрытия хищения, совершенного другим лицом, не может быть квалифицирован как пособничество в хищении и охватывается только составом преступления, предусмотренного комментируемой статьей.

Внесение в официальный документ ложных сведений или исправлений с целью дальнейшего его использования для совершения тяжкого или особо тяжкого преступления образует совокупность служебного подлога и приготовления к соответствующему тяжкому или особо тяжкому преступлению.

4. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, выражена виной в виде прямого умысла. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив преступления — корыстная или иная личная заинтересованность (о содержании этого признака см.

комментарий к ст. 285). Отсутствие умысла исключает наличие рассматриваемого состава преступления.

Подписание же, например, подложного документа по небрежности при наличии соответствующих признаков может быть квалифицировано как халатность по . 5. Субъект преступления — специальный. Им может быть как должностное лицо, так и государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

Им может быть как должностное лицо, так и государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом. 6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за совершение одного из указанных в ч.

1 данной статьи действий, последствием которого явилось существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (о данном последствии см.

комментарий к ст. 285). Навигация по записям

Что еще необходимо знать о служебном подлоге

Если должностное лицо совершило противоправные действия, связанные с изготовлением заведомо ложных документов, и тем самым превысило свои полномочия во избежание дальнейших вредных последствий, которые были бы более опасными, чем фактически причиненный вред, если нельзя было поступить иным образом, данные действия будут отнесены к крайней необходимости. Соответственно, прямого умысла нет, и лицо не будет к ответственности по ст.

292 УК РФ. Комментарий к ст. 292 УК РФ позволяет расширительно толковать понятие «должностное лицо» в плане переданных ему полномочий. Так, если гражданин составляет официальный документ, внося в него ложные сведения, то на это у него должны быть соответствующие должностные обязанности.

Однако эти обязанности должны быть закреплены за чиновником в установленном законом порядке, например в трудовом контракте, должностной инструкции и т.

д. Если это требование не исполнено, но должностное лицо издает неправомерный приказ, так как эта сфера деятельности находится в его ведении, данная бумага будет считаться недействительной. Если должностное лицо издает документ с целью последующего присвоения себе имущества, то, помимо ответственности за служебный подлог, лицо будет отвечать и за хищение.

Что касается мотивов совершения служебного подлога, то не обязательно главным будут корыстные намерения. Должностное лицо может внести заведомо ложные сведения в документы с целью, например, скрыть свою некомпетентность или из желания приукрасить положение вещей. Обратите внимание! Заведомо ложные сведения должны вноситься в подлинные документы.

Например, начальник отдела ЗАГС ставит штамп в паспорте знакомого о разводе, хотя такового не было.

Под внесением изменений в документ, искажающих его смысл, понимается исправление реквизитов акта или, например, изменение даты выдачи. Служебный подлог может быть интеллектуальным или материальным (по способу совершения). Интеллектуальный означает изготовление документа на официальном бланке, но неверного по содержанию.

В этом случае следствием доказывается ложность вносимых сведений. Материальный выражается в трансформации содержания или вида бумаги. Очень часто служебный подлог используют с целью скрыть другое преступление.

Например, для сокрытия растраты создаются ложные документы. В этом случае действия преступников будут квалифицированы по 2 статьям: 292 УК РФ и 160 УК РФ. *** Статистика МВД подтверждает неуклонный рост преступлений, предусмотренных ст.

292 УК РФ. Более того, правоохранительные органы не могут выявить новые формы подлога документов, что говорит о латентности подлога, например, в сфере IT (электронные документы). Рейтинг Поделиться Юридическая консультация После прочтения остались вопросы? Звоните по номеру и наши юристы проконсультируют Вас!

Звоните по номеру и наши юристы проконсультируют Вас!

Звонок бесплатный. Советуем прочитать 18 октября 2020 1 17 октября 2020 2 02 октября 2020 1 Новости раздела 11 июля 2020 0 18 июня 2020 0 15 апреля 2020 0

Подписаться на рассылку Подписаться

Комментарии к ст.

292 УК РФ


1. Являясь посягательством на нормальную деятельность публичного аппарата управления (государственных органов и органов местного самоуправления), служебный подлог отличается от других предусмотренных в гл. 30 УК преступлений своим субъектным составом. Только при совершении служебного подлога его субъектом могут быть как должностное лицо (см.

примечание 1 и комментарий к ст. 285), так и государственный служащий и служащий органа местного самоуправления (см.

комментарий к ст. 288), не являющиеся должностными лицами. 2. Предметом служебного подлога являются официальные документы — документированная информация, зафиксированная на любом материальном носителе (в том числе и электронный документ), выдаваемая (исходящая) государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, государственными корпорациями, органами управления и должностными лицами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований РФ, а равно документированная информация (обязательства, справки, договоры и т.п.), выдаваемая частными лицами, коммерческими и иными организациями, находящаяся в ведении (делопроизводстве) государственных и муниципальных органов, для удостоверения фактов и событий, имеющих юридическое значение.

Официальные документы порождают для использующих их лиц определенные юридические последствия, предоставляют права, возлагают обязанности либо освобождают от них .

——————————— БВС РФ.

2003. N 5. С. 15, 16. Официальные документы должны содержать необходимые реквизиты в зависимости от характера документа и его материального носителя и быть подписаны соответствующим должностным лицом либо снабжены электронной цифровой подписью, если речь идет о документе, хранимом, обрабатываемом и передаваемом с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем. 3. В законе названы две разновидности преступных деяний, объединяемые одним понятием «служебный подлог»: 1) внесение заведомо ложных сведений в официальные документы; 2) внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание.

Таким образом, подлог может быть материальным — внесение различных изменений в действительный документ и интеллектуальным — составление ложного по содержанию, но подлинного по форме документа.

Внесение заведомо ложных сведений в официальные документы — это запись не соответствующей действительности информации в подлинный документ, который при этом сохраняет все признаки и реквизиты настоящего. Это деяние может представлять и изготовление полностью поддельного как по форме, так и по содержанию документа.

Это деяние может представлять и изготовление полностью поддельного как по форме, так и по содержанию документа.

К такой разновидности подлога относятся также пометка документа другим числом, не соответствующим фактической дате составления или выдачи документа, подделка подписи другого должностного лица и т.п. Внесение в официальный документ исправлений, искажающих их действительное содержание, может быть совершено путем подчистки, дописки и иными способами. При этом в силу прямого указания закона деяние не должно содержать признаков преступления, предусмотренного ст.

292.1 УК. 4. Обязательным условием признания содеянного именно служебным подлогом является совершение соответствующих действий по отношению к официальным документам должностным лицом или государственным (муниципальным) служащим в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей (в рамках или с превышением служебной компетенции). Если субъект, в принципе являющийся должностным лицом или служащим, подделывает не официальный документ или не использует при подделке те возможности, которыми он обладает в силу своего служебного положения, состава служебного подлога не будет. В соответствующих случаях эти действия могут быть квалифицированы по ст.

327 УК (см. комментарий к этой статье). По этой же статье УК будут нести ответственность за подделку документов служащие государственных и муниципальных бюджетных и автономных учреждений, поскольку они не находятся на государственной службе и не являются муниципальными служащими.

5. Для признания деяния преступным не требуется наступления каких-либо последствий. Преступление окончено с момента учинения одного из названных в законе действий независимо от того, был ли использован данный подложный документ.

Наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства охватывается ч.

2 комментируемой статьи. О содержании указанных последствий см. комментарий к ст. 285. 6. Служебный подлог может быть совершен только с прямым умыслом, виновное лицо должно руководствоваться корыстными или иными личными побуждениями (см. комментарий к ст. 285). Наличие какого-либо другого мотива при внесении заведомо ложных сведений в официальные документы или совершении иных действий, предусмотренных ст.

292, исключает ответственность за служебный подлог. 7. Цель фальсификации должностным лицом или служащим официальных документов закон не оговаривает. Однако в тех случаях, когда подлог совершается с целью последующего использования ложных документов для совершения другого преступления, содеянное одновременно может являться приготовлением к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления.
Однако в тех случаях, когда подлог совершается с целью последующего использования ложных документов для совершения другого преступления, содеянное одновременно может являться приготовлением к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления.

Использование должностным лицом или служащим изготовленных им заведомо фиктивных документов при совершении хищения чужого имущества путем мошенничества, присвоения или растраты надлежит квалифицировать по совокупности как хищение и служебный подлог.

Точно так же по совокупности преступлений квалифицируются действия должностного лица или служащего, которые используют подделанный ими официальный документ для совершения или сокрытия любого другого преступления. Подлог не требует самостоятельной квалификации лишь тогда, когда он является конструктивным признаком другого преступления (например, ст.

188 УК). Если служебный подлог учиняется с целью оказания содействия другому лицу в совершении преступления, виновный привлекается к ответственности по ст. 292 УК и за пособничество в совершении другого преступления.

Проблемы квалификации служебного подлога

Подлог документов имеет место только в том случае, когда внесение изменений в документ связано со служебными полномочиями должностного лица.

Если изменения вносятся без использования таких возможностей, состав преступления отсутствует. Деяние могут квалифицировать как превышение полномочий или подделка документов.

Подделкой также считается создание официальной бумаги на основе обычной. Нередко возникают проблемы квалификации служебного подлога.

Например, когда подлог входит в состав таких преступлений, как мошенничество или хищение. Также при существенном нарушении прав и законных интересов граждан, организаций или государства, противоправное деяние квалифицируется по ст. 285 УК РФ — злоупотребление должностными полномочиями.

Служебный подлог в данном случае является не целью, а разновидностью и одновременно способом совершения преступления.

Выводы из судебной практики

Исходя из разъяснений верховного суда РФ и реально сложившейся практики можно сделать несколько выводов о правоприменении статьи 292 УК:

  • Документы могут быть только официальными, а факты, содержащиеся в нем, имеют большое значение с точки зрения юридических последствий. Бумага обладает удостоверяющей силой, т.е. ее содержание не имеет чисто информационного характера (статистические отчеты, анализ данных, пояснительная записка и т.п.).
  • Субъектом преступления при служебном подлоге могут быть только те лица, которые, с одной стороны, имеют доступ к таким документам, а также имеют официальные полномочия на внесение в них изменений. С этой точки зрения если лицо, которое также имеет доступ, но не имеющее права заверить документы подписью/печатью, исправило информацию, такие действия подпадают под другую статью УК.
  • После подделки документ должен быть включен в официальный документооборот и таким образом повлечь наступление общественно опасных последствий. Здесь есть аналогия с подделкой банкнот: пока они не реализуются, угрозы для экономики нет. Опасность наступает только в момент введения подделок в оборот.

Важно понимать, что судебная практика по служебному подлогу далеко не однозначная, а разъяснения ВС РФ не исчерпывающие. Чаще всего споры возникают вокруг содержания документов, их юридической значимости, а также субъекта преступления. Поэтому конкретное решение во многом зависит от позиции судьи, соответственно обвинительный приговор в ряде случаев можно обжаловать в вышестоящей инстанции.

Судебная практика по статье 292 УК РФ:

  1. Однако в нижней части справки была сделана запись о том, что она привлекалась к уголовной ответственности по части 1 статьи 292 Уголовного кодекса Российской Федерации 1 февраля 2012 года, дело было прекращено по пункту 3 части 1 статьи 24 Уголовного кодекса Российской Федерации, 23 февраля 2012 года отказано в возбуждении уголовного дела по части 1 статьи 292 Уголовного кодекса Российской Федерации.
  2. Устиновича СП., Ласкавого А.В Филатьева Е.Г., Досова С.А., Немченкова Д.О., Богомолова С.Н Крутикова А.С. является правильной. Также правильно в указанных редакциях судом квалифицированы и действия Иванова ВВ. по ч. 3 ст. 210 УК РФ, ч. 2 ст. 292 УК РФ, ч. 1 ст. 228 и ч. 1 ст. 222 УК РФ. Обоснованно и решение суда об освобождении Иванова ВВ. от наказания, за преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 228 и ч. 1 ст. 222 УК РФ, в связи с истечением сроков давности.
  3. Исключить его осуждение за каждое из 79 преступлений предусмотренных ч. 1 ст. 292 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ). На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности всех преступлений предусмотренных ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160 УК РФ, путем частичного сложения наказаний окончательно Зорину А В назначить 3 года 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима.

+Еще.

Отличие служебного подлога от аналогичных составов

Не стоит путать понятия и подлога. В первом случае должностное лицо явно выходит за пределы своих полномочий, а во втором — действует в их рамках, однако искажает данные в официальных бумагах.

Также близки по составу служебный подлог и . Но они различны по субъекту. При фальсификации внесением недостоверных данных занимаются узкоспециализированные лица — следователи, дознаватели, эксперты и т.д. Кроме того, исправленный документ в обязательном порядке используют при расследовании дела.

При подлоге использование подложной бумаги не обязательно, достаточно ее составления. Для назначения наказания за подлог не имеет значения, будет документ применяться после внесения изменений или нет.

Судебная практика

Частый случай служебного подлога – выписка врачами фальшивых листков нетрудоспособности. В этом случае вносятся ложные данные в карточки пациентов и в листы нетрудоспособности.

На их основании они получают социальные пособия. В конкретном случае по одному из таких дел врач был приговорён судом к исправительным работам на полгода с взысканием 10% его заработка в доход государства.

Часть 2 статья 292 Уголовного кодекса РФ – комментарий

Общественная опасность служебного подлога в виде нарушения прав граждан/ организаций либо общества/ государства определена законодателем в части 2 статьи 292 УК РФ.

Данные преступления носят более серьезный характер, а, следовательно, и наказание за них предусмотрено более строгое. Окончанием преступления является факт наступления последствий поступков должностных лиц, которые повлекли нарушение прав граждан или государства.

При этом следствием должна быть установлена причинно-следственная связь непосредственно между совершением деяния и наступившими после этого последствиями. В данном виде преступления субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом, ни о какой неосторожности речи идти не может.

Уголовная ответственность за служебный подлог

Как и любое другое противоправное действие, подлог документов предусматривает ряд санкций виновнику.

Все они прописаны в статье 292 УК РФ.

Так часть 1 этого документа предусматривает следующую уголовную ответственность за служебный подлог:

  1. Исправительные работы могут иметь и более длительный характер – до 2-х лет. В этом случае виновный может отрабатывать наказание и по месту основной работы.
  2. Денежный штраф в виде 80 000 рублей. Он может быть заменен на выплату общего дохода за последние полгода. Это может быть как официальный, так и неофициальный доход. Но факт наличия последнего и его сумму еще потребуется доказать.
  3. Исправительные работы могут быть заменены на принудительные. Срок таких работ также составляет 2 года.
  4. В случае, если подлог был совершен в купе с другими преступлениями, что бывает нередко, к виновному могут применить и более жесткие санкции – лишить свободы на срок до 2 лет.
  5. При необходимости виновного могут взять под арест на срок не более 6 месяцев. Эти санкции нельзя применять к беременным женщинам, мамам, имеющим несовершеннолетних детей, к несовершеннолетним.
  6. Виновный может быть приговорен к работам на общий срок 48 часов. Исправительные работы проводятся в свободное от основной работы время.

Вторая часть статьи 292 УК РФ предусматривает ответственность за подлог, ставший причиной нарушения прав гражданина или государства:

  1. Реальное лишение свободы на срок до 4-х лет, также суд в праве запретить виновному занимать определенные должности или вести тот или иной вид деятельности.
  2. Срок принудительных работ в этом случае гораздо дольше – до 4-х лет.

    При этом виновного могут лишить права занимать определенные должности или заниматься определенным видом деятельности на протяжении 3-х лет.

  3. Здесь также имеют место быть штрафные санкции, но их размер гораздо больше – от 100 000 рублей до 500 000 рублей.